Экологические акции в детском саду осенью. Экологические акции в детском саду

Тринеева Ольга Валентиновна

Детский сад «Василёк» - это образовательное учреждение, в котором экологическое образование и воспитание дошкольников, является приоритетным на протяжении многих лет.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологиче­ских проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, ближайшем природном и социокультурном окружении.

Поэтому особое внимание в детском саду уделяется целенаправленной и согласованной деятельности педагогов на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры, в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Эту деятельность можно разделить на три больших блока:

Экологизация образовательного процесса

Эколого-оздоровительная работа

Эколого-развивающая среда ДОУ.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом.

Экологизация среды детского сада включает в себя многие компоненты:

Центры экологии в группах;

Экологические зоны (выставочные, коллекций, макетов, моделей и т. д.);

Мини-лаборатории для детского экспериментирования;

Библиотека (познавательная литература природоведческого содержания альбомы, иллюстрации, видео, аудио –материалы);

Экологическая тропа с дендрарием на территории детского сада;

Цветники, огород на территории детского сада;

Экологический театр «Росинка»;

Галерея (творческих работ).

Реализуя программу Рыжовой Н. «Наш дом –природа» мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

В переводе на русский язык «акция» означает действие.

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность . Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность .Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Природоохранные акции в детском саду проводятся круглый год.

Осень

«Сбор семян для будущего урожая» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).

«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).

Зима

«Ёлочка –волшебная иголочка» - акция даёт возможность показать детям, что Новогодний праздник не повод вырубать ёлочки. Можно символ Нового года сделать своими руками. Активное участие принимают родители, педагоги и дети детского сада. Поделки становятся дополнительным украшением групповых комнат и музыкального зала.

«Витаминный огород» (выращивание лука для себя,

наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

«Кормушки для пичужки» - совместная деятельность педагогов и родителей по изготовлению кормушек для птиц. Акция проходит в январе-феврале, когда птицы нуждаются в помощи людей. Деятельность по изготовлению кормушек совместно с детьми, является примером бережного отношения людей к птицам. Дети подкармливают птиц, наблюдают за ними, затем свои впечатления зарисовывают в «Дневниках наблюдения».

Весна

«Каждому певцу по дворцу!» - совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников.

«Огород «Чиполлино»» - акция, которая проводится с мая по август. Производятся посадки овощных культур. На протяжении лета дети ухаживают за ними, получая трудовые навыки, нравственный опыт, чувство ответственности за порученное дело, а так же радость от результата своего труда.

«Посади дерево» - (апрель- май) посадка деревьев и кустарников на участках детского сада.

Лето

«Детский сад-цветочный город» цель которой – активизировать деятельность детского сада по благоустройству и озеленению территории, создать комфортные условия воспитания и развития детей дошкольного возраста, проходит с мая по август. В рамках акции проводится смотр-конкурс «Лучший цветник». Территория детского сада неоднократно отмечалась в городских СМИ.

Акция «Сто идей из ненужных вещей» показала, творческий подход к вторичному использованию «отживших» вещей. Эти поделки украсили прогулочные площадки детского сада.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа , которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Наблюдать изменения, которые происходят в природе. Развивать наблюдательность, познавательную активность, любознательность.

Педагогами детского сада был разработан экологический игровой маршрут «Васильковое лето».

Дети проходят по маршруту, знакомятся с объектами: «Поляна сказок», «Мастерская феи Фиалки»», «Экологическая тропинка»(«Дендрарий», «Птичья столовая», «Удивительное рядом (площадка экспериментов)».

На каждой остановке маршрута дети знакомятся с интересными природными объектами, оборудованием для экспериментирования с песком, водой, нетрадиционным художественным оборудованием, солнечными часами, дождемерами и т. д. Всё это делает прогулку детей увлекательной и познавательной.

Разделы: Работа с дошкольниками

Экологическая акция “Береги природу”.

Цель: Учить детей отличать хорошие поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать отношение к природе.

Результат: У детей и взрослых возрастёт ответственность и сопричастность.

Мероприятия:

  1. Чтение сказки “Лиса, заяц и петух”. Беседа о плохих и хороших поступках.
  2. Экологические сказки:
  3. И.А. Рыжова “Сказка о Человеке и Золотой Рыбке”.
    И.А. Рыжова “Травинка – путешественница”.
    И.А. Рыжова “Чей дом лучше” и др.

  4. Рассказы, тексты для чтения:
  5. И.А. Рыжова “Наука о доме”.
    И.А. Рыжова “Природа – наше богатство” и др.

  6. Игры:
  7. “Угадайте.”
    “Что где растёт”, “Кто где живёт.”
    “Найди по описанию.”
    “Дикие – домашние животные.”
    “Птицы, звери, насекомые” и т.д.

  8. Закрепить правила поведения в природе.
  9. Рисование плакатов “Береги природу” и развешивание их на территории микрорайона.
  10. Ширмы для родителей:
  • Азбука поведения в природе;
  • Войти в природу другом и т.д.

Экологическая акция ”Берегиня”.

Цель: Формировать у детей и взрослых экологическую культуру и мировоззрение.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Результат: У взрослых и детей возрастёт ответственность за использование воды.

Мероприятия:

  1. Беседа “Вода – это жизнь”
  2. Рисование “Портрет воды”
  3. Рисование плакатов “Берегите воду” и развешивание плакатов в микрорайоне детского сада.
  4. Игры:
  • “Кто живёт в воде”.
  • “Мы живём в воде”.
  • “Мы капельки”.
  • “Вода не вода” и др.
  • Экологические сказки:
    • Н. Рыжовой “Жила была речка”, “Как люди речку обидели”
    • М. Пластова “Как Кап Иванович Речку спасал” и др.
  • Закрепить правила поведения в быту и на воде:
    • мыть руки перед едой;
    • не есть грязные овощи и фрукты;
    • не пить сырую воду;
    • не пить воду из неизвестных источников.

    (делать акцент не на запрет, а на осознание детьми правил)

  • Обсуждение: что необходимо сделать для того, чтобы экономно и разумно использовать воду
  • Ширмы для родителей:
    • “Вода – это жизнь”
    • “Давайте беречь воду”
  • Целевая прогулка к озеру
  • Экологическая акция “Покормите птиц зимой”.

    Цель: Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

    Результат: У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

    Мероприятия:

    1. Занятия в группах:
    2. младшая группа – “Птицы зимой”;
      средняя группа – “Птицы зимой”;
      старшая группа – “О тех, кто умеет летать”;
      подготовительная группа – “Наши пернатые друзья”.

    3. Беседы:
    4. “Почему мы считаем птиц своими друзьями”
      “Что ты знаешь о птицах”
      “Зачем поют птицы?”

    5. Дидактические игры:
    6. “Где чье гнездо?”
      “Подбери птице клюв и ноги”.
      “Собери картинку”.

    7. Подвижные игры:
    8. “Совушка”.
      “Коршун и наседка”.
      “Птички и птенчики”.
      “Перелет птиц”.

    9. Рисование “Птицы – наши друзья”.
    10. Конструирование и изготовление кормушек.
    11. Папки-передвижки:
      “Покормите птиц зимой”.
    12. Праздник “День птиц”.
    13. Выставка рисунков и поделок “Наши пернатые друзья” (совместно с родителями).

    Туркина Валентина Васильевна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МАДОУ"117 Детский сад комбинированного вида "Теремок"
    Населённый пункт: г.Ангарск Иркутская область
    Наименование материала: статья
    Тема: Экологическая акция как средство формирования экологической культуры дошкольников
    Дата публикации: 07.04.2017
    Раздел: дошкольное образование

    Экологическая акция как средство формирования

    экологической культуры дошкольников

    Туркина Валентина Васильевна

    МАДОУ№117 детский сад комбинированного вида «Теремок», г. Ангарск

    С. Н. Николаева

    формирование

    экологической

    культуры- «это становление осознанно-правильного отношения к природе во

    всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим».

    Отношение

    является

    показателем

    экологической

    культуры.

    С.Л.Рубинштейн,

    А.Н.Леонтьева,

    В.Н.Мясищева,

    С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др. считают отношение к природе

    проявлением

    личности. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно

    выражение

    поступках,

    практических

    действиях,

    деятельности.

    Формированию

    осознанно-правильного

    отношения

    способствуют

    различные

    взаимодействия

    взрослого

    ребенка, в том числе и экологическая (социальная) акция.

    «Социальная акция- это серия взаимосвязанных и запланированных

    действий, нацеленных на достижение конкретных результатов в решении

    социально значимой проблемы в течение определенного периода времени».

    Дзялошинский И.М.

    Экологические

    акции-это

    событийно-значимые

    мероприятия,

    направленные на сохранение окружающей среды. В ходе проведения акций

    дошкольники

    получают

    природоведческие

    формируются

    навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат

    экологической пропагандой среди родителей, которые становятся активными

    помощниками

    образовательной

    деятельности

    дошкольниками

    используем

    следующий алгоритм организации экологической акции:

    Определение проблемной ситуации («зоны беспокойства»). Проблема

    должна быть очень конкретной и понятной для дошкольников.

    Анализ и исследование проблемной ситуации. Анализируя проблему,

    необходимо выяснить и систематизировать информацию по ней.

    Определение долгосрочных целей экологической акции.

    Определение

    педагоги

    воспитанники

    привлечь

    осмыслению

    экологической

    проблемы.

    Определение форм привлечения внимания к экологической проблеме.

    Разработка основной идеи, плана, мероприятий экологической акции.

    Определение результата, проведения экологической акции, проведение

    итогового

    мероприятия,

    красочным

    запоминающимся.

    дошкольном

    учреждении

    традицией

    проведение

    экологических

    Предлагаю

    вниманию

    алгоритм

    проведения

    экологической акции с дошкольниками на тему «Защитим птиц».

    Начинается

    экологическая

    обсуждения

    утреннем

    воспитанников

    Ребятами

    предложены несколько вариантов (поможем деревьям, птицам, животным). В

    помощь нашим маленьким братьям-птицам.

    Если будем больше знать об особенностях жизни птиц, то у нас будет

    исчезающих

    Организуем

    функционирование

    познавательного

    воспитанники

    самостоятельно выбирают темы для исследования.

    традиционных

    взаимодействия

    воспитанниками

    (познавательные

    продуктивная

    деятельность,

    изучение

    познавательной литературы и др.) в план экологической акции включили

    изготовление листовок и плакатов, призывающий подкармливать птиц не

    только зимой, но и ранней весной, буклетов «Берегите птиц», предложили их

    родителям дошкольного учреждения. Изготовили предупреждающие знаки

    по охране птицдля ребят и взрослых, которые не знают правил поведения в

    природе или просто их забыли: «Не шумите в лесу!», «Не трогайте птенцов в

    гнёздах!», «Не ловите птиц!», «Не разоряйте птичьих гнёзд!», «Не убивайте

    птиц!» и др. Провели исследовательскую конференцию на тему «Что мы

    пригласили

    воспитанников

    дошкольного учреждения.

    информационный

    «Телеканал»

    постоянно

    демонстрировал

    видео и фоторепортажи о том, как проходит экологическая акция.

    Представители

    агитбригады

    призывом

    построим

    обратились

    изготовить

    скворечники и развешать их на территории к взрослым и воспитанникам

    всего дошкольного учреждения. В один из дней, изготовленные совместно

    родителями и детьми, скворечники развесили на территории дошкольного

    учреждения и близлежащего парка.

    воспитанников

    младшего

    дошкольного

    возраста

    приготовили

    книжки-малышки: «Какую пользу приносят птицы?», «Загадки – отгадки»,

    «Стихи о птицах», книжки-раскраски «Птицы» и др.

    результате

    реализации

    экологической

    воспитанники представили свои индивидуальные познавательные проекты,

    скворечники

    изготовили

    листовки,

    изготовили и подарили знаки по охране птиц ребятам из других групп,

    выступили

    агитбригады,

    попросили

    поддержать

    экологическую акцию.

    воспитанники

    дошкольного

    учреждения

    приобрели

    практические навыки помощи птицам, потребность в проявлении доброты,

    чуткости и бережного отношения ко всему окружающему. Воспитанники

    проявляют

    инициативу

    экологических

    ближнего

    окружения,

    участвовать

    экологически

    ориентированной

    деятельности.

    Список литературы

    1.Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта

    [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. - 2002. - No7. - С. 18 - 21.

    2.Николаева

    методика

    экологического

    образования

    детей». – М.: Академия, 2009г.

    3.Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к

    школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 - 7лет», с.62 - 63.

    4.Скоролупова

    комплексно

    тематическом

    принципе

    построения

    образовательного

    процесса

    дошкольном

    образовании» - //Дошкольное воспитание. - 2010г.- N5.

    Медведева Светлана Александровна,

    МБДОУ "Детский сад № 1"

    ХМАО - Югра, г.Нефтеюганск

    Цель акции:

    Предотвратить загрязнение окружающей среды пластиковой посудой.

    Задачи:

    1. Расширять представление детей и взрослых о вреде брошенной пластиковой посуды для окружающей среды.
    2. Формировать чувство ответственности за чистоту окружающей нас природы с вторичным использованием пластиковой посуды.
    3. Познакомить с различными способами изготовления поделок и цветов из пластиковой посуды.
    4. Привлечь родителей и детей к природоохранной и созидающей деятельности.

    Ожидаемый результат:

    Ребенок, проявляющий бережное отношение к окружающей среде, Украшающий землю цветами.

    Участники акции

    Воспитанники

    Педагоги

    Родители

    Этапы акции:

    Подготовительный этап
    Срок проведения - сентябрь – октябрь
    Основной
    Срок проведения – ноябрь – март
    Заключительный
    Срок проведения – апрель – май

    План проведения

    1. Экскурсия с детьми в лес.

    2. Уборка территории лесополосы и сквера возле детского сада.

    3. Выпуск газеты «Земля плачет».

    4. Придумывание и оформление плакатов, листовок, «Не засоряйте территорию парка, лесополосы».

    5. Оформление агитационного стенда «Вторая жизнь пластиковой посуды».

    6. Раздача листовок.

    7. Изготовление цветов из собранной пластиковой посуды.

    8. Раздача цветов прохожим.

    9. Проведение соцопроса «Кто как мусор из леса унес».

    10. Оформление клумбы возле детского сада пластиковыми цветами изготовленными воспитанниками, родителями, педагогами.

    11. Проведение праздника цветов.

    12. Экологический рейд.

    Фоторепортаж с места событий.

    Пошли однажды мы в лесок, хотели порезвиться!

    Пришли, увидели. Кошмар!

    Пришлось нам потрудиться.

    Бутылки, чашки, пластик, смрад. Мы это все убрали. С собою в город взяли мы, а после перебрали.

    Решили жизнь вторую дать бутылкам и стаканам Букет решили мы собрать, им землю будем украшать.

    Для этого работу большую провели.

    Цветы придумали свои и маму научили.

    Прохожим цветик подарили. Чтоб землю полюбили, и мусор из леса уносили

    Листовки раздавали. Советы людям мы давали.

    Провели мы соц опрос «Кто, как мусор из леса унес», прохожие отвечали, исправиться обещали.

    Есть праздники у мамы, есть праздник у земли.

    А мы цветы поздравим. Украсим землю мы.

    Ведь обижать природу, поверьте нам нельзя.

    Давайте сохраним её. Для будущего. Да?

    Творческий отчет о деятельности в области охраны окружающей среды.

    В 2010 - 2011 г.г. при организации образовательного процесса одно из направлений в моей работе с воспитанниками было обозначено как экологическое воспитание. Вся работа по экологическому воспитанию была направлена на формирование у воспитанников гуманно - ценностного отношения к природе, основными проявлениями которых являются:

    Интерес к природным объектам,

    Доброжелательность к живым существам,

    Эмоциональная отзывчивость на их состояние,

    Стремление активно с ними взаимодействовать,

    Желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для них условия.

    В течение года были реализованы проекты «Комнатное растение», «Покормите птиц зимой», «Берегите елочку - зеленую иголочку», «Украсим землю цветами».

    Самым значимым был проект «Украсим землю цветами». Этот проект был заведен осенью. Во время прогулки в ближайшую лесополосу в октябре месяце мы с воспитанниками отметили, что территория очень загрязнена. Особо был выделен тот факт, что отдыхающие в лесной зоне после себя оставляют много пластиковой посуды, различных пластиковых емкостей. Дети не остались равнодушными: их возмущениям не было конца. Дети объясняли, что так делать нельзя, что природа плачет, ей больно и обидно. Мои воспитанники хорошо знают, что о природе надо заботиться, беречь ее и охранять.

    Тогда мы вместе с детьми задумались о том, а как мы можем помочь природе. Все понимали, что необходимо приучить людей убирать за собой мусор. Но как?

    Для начала, чтобы привлечь внимание родителей воспитанников ДОУ к проблеме сохранения окружающей среды, мы оформили стенгазету «Природа плачет», где разместили фотографии о том, как люди загрязняют природу, в частности то место, где любят отдыхать все горожане - в лесопарке.

    Провели анкетирование среди родителей воспитанников и выяснили, что 60% родителей с детьми посещают по выходным скверы и парки, лес, дачу, побережья рек и все пользуются одноразовой посудой. Правда, почти все родители ответили, что они убирают за собой мусор и оставляют его в специально оборудованных местах или закапывают. Мы были рады, что загрязняют природу не наши родители и их дети.

    Но как научить, приучить тех, других, взрослых и детей, которые ее загрязняют, не делать этого?

    На первом этапе мы оформили листовки с призывами о том, чтобы отдыхающие не оставляли после себя мусор, и раздавали эти листовки по пятницам родителям тех воспитанников детского сада, которые планировали выехать на природу. Позже мы придумали, как заинтересовать людей, чтобы они уносили домой посуду - мы решили рассказать людям о том, что у одноразовой посуды есть вторая жизнь. Мы дополнили листовки информацией о том, что из одноразовой пластиковой посуды легко и просто можно изготовить различные поделки, и что это интересное и увлекательное, полезное занятие для всей семьи. Информацию о том, как сделать поделку мы разместили на сайте ДОУ и на главном стенде ДОУ в центральном холле. Конечно же, среди тех, кому мы раздавали листовки, были и такие люди, которые честно смеялись и говорили, что поделки делать не будут, но соглашались, что мусор в лесу оставлять нельзя.

    На втором этапе все, и родители, и сотрудники детского сада, и воспитанники включились в поиск интересной информации о том, что и как можно изготовить из одноразовой пластиковой посуды.

    Так как приоритетное направление в деятельности нашего ДОУ художественно -эстетическое развитие детей, то наши воспитанники приучены с пользой организовывать свой досуг и много умеют делать своими руками, с удовольствием клеят, режут, лепят. Новое направление - работа с пластиком вызвало интерес. И я сама, и воспитанники, и даже целые семьи, включились в творческую деятельность. Я подготовила и провела мастер - класс для родителей «Используем пластиковую посуду в творческой деятельности». Ежедневно на полочке красоты в группе появлялась новая поделка, изготовленная моими руками, руками родителей, а позже дети научились очень хорошо работать с пластиком. Долгими зимними вечерами, в морозные дни, когда невозможно организовать прогулки на улице, дети с удовольствием занимались творческой деятельностью. Все поделки поражали красотой, оригинальностью. Когда на улице стояла холодная зима цветы, изготовленные из пластиковой посуды, радовали нас своей яркостью, красотой.

    В группе были организованы выставки поделок из одноразовой пластиковой посуды. Цветы, изготовленные руками детей, служили для украшения интерьера группы и детского сада, ими оформляли музыкальный зал к празднику. Когда же весной рано растаял снег и наши клумбы стояли серыми и непривлекательными, мы решили с воспитанниками украсить их цветами, изготовленными своими руками. На наши клумбы приходили полюбоваться родители с детьми со всего микрорайона.

    В ходе реализации проекта была организована и опытно - экспериментальная деятельность: воспитанники осенью закопали в землю пластиковые бутылки. Когда мы раскопали землю весной, то увидели, что посуда как лежала, так и лежит. Я им объяснила, что бутылка будет лежать в таком состоянии в земле многие - многие годы и вместе мы сделали вывод о том, что на этом месте никогда не вырастет цветок.

    Весной мы вновь стали выпускать листовки с призывами не загрязнять природу и раздавать их жителям микрорайона, родителям, которые собирались отдохнуть на природе. Педагоги ДОУ подхватили идею с листовками, и если одна наша группа оформила только 15 листовок, то все группы оформили их 80. Листовки будут раздаваться родителям все лето. И мы верим, что наши воспитанники и родители не будут оставлять посуду в лесу и неважно то ли потому, что хотят сохранить нашу Землю чистой или потому, что займутся ручным трудом.

    Участие в проектной деятельности предоставило возможность воспитанникам осознать всю глубину проблемы загрязнения природы и защиты окружающей среды, пережить ее лично, самостоятельно искать решение этой проблемы, проявить творчество, оценить результаты своей деятельности.

    Когда осенью эпидемиологи разрешат посещать лесополосу, мы обязательно сходим на наши места и оценим состояние окружающей среды и, если вдруг окажется, что все-таки люди оставляют после себя мусор, то необходимо будет вновь попытаться решить проблему загрязнения окружающей среды каким- то другим путем, но обязательно попробовать помочь природе. И пусть мои воспитанники стали всего лишь на год взрослее и им всего только по 6 лет, но необходимо, чтобы и их волновали эти проблемы и они уже сейчас искали пути решения проблем защиты окружающей среды и учились организовывать природоохранную деятельность.

    Библиографический список

    1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками» дошкольное воспитание 2002 №7 стр.8
    2. Ашиков В.И. Ашикова С.Г. «Семицветик» Программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М. 1997г.
    3. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе».
    4. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры « дошкольное воспитание 1998г. №2 стр. 13
    5. Хофман Петра «Поделки из коктейльных трубочек».
    6. Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала».
    7. Интернет ресурсы.

    «Свидетельство о публикации» Серия А № 0000839, дата отправки 18 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103667

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Организация: МБДОУ детский сад № 42

    Населенный пункт: Ростовская область, г. Новочеркасск

    Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников.

    Подготовил старший воспитатель МБДОУ д/с № 42 Петрова Г.Б.

    Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии. Правительственный курс направлен не только на проблемы экологии, но также заботу об охраняемых природных территориях: заповедных парках и садах. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. На сегодняшний день, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны.

    Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус.

    Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Но происходит это только при одном условии: если взрослые педагоги , родители, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы.

    Таким образом, основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельностью.

    В рамках реализации Образовательной программы мы изучаем природный мир страны, родного края, города. Ознакомление детей с природой осуществляется через разнообразные формы работы : экскурсии, разнообразные целевые прогулки, экологические акции , праздники, развлечения, выставки, конкурсы, труд в центрах природы, наблюдения, проектную деятельность.

    Интересной и эффективной формой работы считаю проведение экологических акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками, детьми, родителями.

    Что же такое экологическая акция ?

    Экологическая акция – ряд действий , предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Акция может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада, дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

    Выбор данной формы работы обусловлен еще и рядом причин:

    • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
    • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
    • в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
    • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
    • природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

    Акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой, а так же нетрадиционной формой работы с родительской общественностью.

    При реализации долгосрочного проекта «Будь Человеком, ты на земле своей» направленного на экологическое просвещение и образование дошкольников и их родителей (законных представителей), были организованны следующие акции:

    «Покормите птиц» цель акции – экологическое воспитание дошкольников через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Результатом стало изготовление детьми и родителями кормушек, сбор корма и подкормка птиц в зимний период;

    «Чистый дворик» цель данной акции – пропаганда бережного отношения к природе Донского края, формирование у детей и взрослых активной жизненной позиции в процессе социально значимой деятельности. Результатом акции стало уборка территории ДОУ, побелка деревьев, раздача детьми листовок, буклетов;

    «Жаворонок в небе» цель, которой – приобщение дошкольников к истокам народной культуры, воспитание любви к природе. Результатом акции стало изготовление бумажных жаворонков, разучивание стихов и песен о птицах;

    «Новочеркасск – цветущий город» цель, которой – активизация деятельности детского сада по благоустройству и озеленению территории, формирование бережного отношения к окружающему миру, укрепление семейных ценностей через организацию общественно-полезного труда. Результатом акции стало сбор семян, рассады цветов, высадка цветов на клумбы ДОУ;

    «Зеленая елочка – живая иголочка» цель данной акции – привлечение внимания участников образовательных отношений (дошкольников, их родителей, общественности) к проблеме сохранения хвойных деревьев в период Новогодних праздников, сформировать активную позицию по вопросам защиты окружающей среды. Результатом акции станет разучивание стихов о новогодней красавице, изготовление елей из подручных материалов, раздача памяток, буклетов о бережном отношении к природе.

    Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят музыкально-танцевальные номера, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Природоохранные акции позволяют развивать у детей положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

    Алгоритм проведение акций:

    • цель (каждая акция имеет свою цель);
    • задачи (выполняются общие и конкретные);
    • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
    • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

    Этапы:

    1 Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);

    2 Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

    3 Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

    В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Дошкольникам показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

    С уверенностью могу сказать, что участвуя в акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей и они становятся активными помощниками и союзниками в вопросах экологического воспитания дошкольников.

    Список литературы:

    1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. - 2002. - No7. - С. 18 - 21.1.
    2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
    3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
    5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
    6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
    7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
    8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 - 7лет», с.62 - 63.
    9. Скоролупова О.А., Федина Н.В. «О комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» - //Дошкольное воспитание. - 2010г.- No5
    10. Масленнико О.М., ФилиппенкоА.А. Экологические проекты в детском саду /. Волгоград: Учитель,
    11. Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Учебное-методическое пособие.-м., Центр педагогического образования, с.
    12. Интернет-ресурсы (фотографии).
    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто