Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста Наблюдения во время работы в уголке природы

Организация: МБДОУ Детский сад №11 «Малышок»

Населенный пункт: Московская область, г. Луховицы

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, так как именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова, Г.А. Ягодин, С.Н. Глазачев). Признается всеми: начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ становится появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых экологическому воспитанию уделяется должное внимание. Разрабатываются и становятся востребованными программы экологического воспитания («Юный эколог», «Мы - земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я - человек», «Надежда», «Наш дом - природа»)

Исследуются новые аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства: создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников (О.М. Газина, Н.А. Гуняга, Е.В. Клюева, Н.В. Кривощекова, Н.Г. Лаврентьева, О.А. Овсянникова, Н.А. Рыжова, О. А.Соломенникова,Т.Г. Табукашвили, Т.А. Федорова и др.). Детский сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В. Потапова).

Воспитать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Термин «экология» происходит от греческих слов жилище (место пребывания, убежище) и учение. Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают.

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, О.А. Соломенникова и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

В.А. Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

В системе экологического образования большое значение имеет первый уровень - детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы – частица этого мира.

Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у старших дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач.

  1. Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
  2. Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
  3. Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:

  1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
  2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.
  3. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.
  4. Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей.

Большое внимание по формированию первичных представлений об экологических связях в природе у детей дошкольного возраста уделяет Соломенникова О. А.

Экологическое воспитание – это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

  • Развитие элементарных естественно - научных представлений;
  • Развитие экологической культуры детей;
  • Развитие представлений о человеке;

Таким образом, необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Список литературы:

  1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – № 7 2005.
  2. Гирусов А.В. Природные основы экологической культуры-М.: Просвещение, 2009.
  3. Зенина Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7
  4. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7.
  6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2008.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных существ.

Взрослый должен помочь малышу открыть окружающий мир природы, полюбить его. Уже с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нём. Новизна и яркость ранних впечатлений остаётся на всю жизнь .

Любви к природе ребёнок учится прежде всего у родителей. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, огорчение, ребёнок учится определённым образом относиться к сломанному дереву, к голодному животному.

Зелёный мир в доме

Восприятие красоты растений, понимание их как живых существ развивается у детей под влиянием взрослых. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме были цветущие комнатные растения. Обращайте внимание на состояние растений в связи с уходом за ними: «Растение красивое, потому, что мы его поливаем». Надо помочь ребёнку понять, как жизнь растений зависит от воды, тепла, света.

Приучайте ребёнка смотреть и видеть, любоваться, старайтесь способствовать возникновению ярких образов. Можно показать, как выглядит цветущее растение в разных местах комнаты, одиночно или в сочетании с другими предметами. Интересные многократные наблюдения за одним объектом приучают ребёнка всматриваться, замечать, что изменилось в растении, понимать, что растение меняется, потому, что оно растёт, оно живое.

Итак, знакомство ребёнка с зелёным царством дома формирует первые представления о жизни «зелёных друзей», воспитывает гуманное отношение к растениям.

Добрые друзья

Добрые друзья — животные неизменно привлекают внимание ребёнка. Взрослые помогают познакомиться с животными, учат относиться к ним бережно и внимательно. Пробудить у детей с самого раннего детства интерес и любовь к животным — это значит воспитать правильное отношение к ним, развить нравстенно-эстетические чувства, сформировать действенную позицию(помочь, пожалеть, позаботиться). Очень важно предупредить у детей любые проявления бессердечного обращения с животными, черствости, жесткости.

Все дети любят играть с живыми друзьями. Играть с животными можно и нужно. Но никакого насилия! Игра должна быть радостной для обоих (с мячиком, бантиком и др.). Желательно читать детям стихи, короткие рассказы о кошке, о собаке, вместе петь песенки, рассматривать картинки.

Мы пошли гулять

Природа меняет свой облик в связи с сезонными изменениями. Цвета, краски в разное время года вызывают у детей интерес, затрагивая эмоциональную сферу, тем самым закладывая основы доброго и бережного отношения к родной природе. Задача взрослых — вызвать у малыша интерес к миру природных явлений. Не увлекайтесь обилием названий — это бессмысленная нагрузка мозга, памяти, ничего не дающая для подлинного развития. А вот, если малыш, присев на корточки, внимательно следит за ползущим жучком — это важно! Это развивает его. Не торопите его, пусть у него составится своё впечатление. Главное, чтобы у малыша накапливалось больше впечатлений. Они необходимы для будущих самостоятельных выводов.

Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - нашем доме — вот благородная задача взрослых!

Шитикова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 20 "Веснушки"
Населённый пункт: Московская область, Городской округ Подольск, поселок Железнодорожный, Б. Серпуховская, дом 202 б
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста".
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Городское методическое объединение

воспитателей групп раннего возраста

южной территориальной зоны

Сообщение на тему:

«Формирование экологических представлений у детей раннего возраста».

Подготовила

воспитатель МДОУ детский сад № 20

Шитикова Наталья Ивановна

Формирование экологических представлений у детей

раннего возраста

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к

красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него

впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений

остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет

такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем дошкольном

возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую

связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору

жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы

полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же».

Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там

плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи.

Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок

видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь

ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии

желания и умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному

труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На

этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в

ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим

сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша

всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира

природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе,

бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных

ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т.д.) ведет к эмоциональной и

духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир

природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём

живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное

учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического

образования, поэтому не случайно перед нами поставлена задача

формирования у дошкольников основ культуры рационального

природопользования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном

учреждении нужно с момента прихода детей в первую младшую группу.

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших

группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки, начиная

вырастил

«приходит»

«фруктово-овощной»

тематикой

растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды, знакомит детей

с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать

и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных

легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых,

животные.

«приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о

козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой.

используются

произведения

фольклора,

стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

приобщения

маленького

осуществляться

интересной

эмоционально,

вызывать

радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых

успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества,

признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной

развивающей среды: по возможности иметь живой уголок с комнатными

растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около

дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка

приблизить

естественной

природной

регулярное

общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и

представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы.

Приобщать

богатому

разнообразному

необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу

ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в

рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром

являются наблюдения.

Наблюдения

прогулке

обогащают

представления

окружающем

мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить

наблюдать

различными

объектами

явлениями;

обязательно

наблюдать

объектами

явлениями,

запланированы.

Наблюдения

животными

природными

явлениями

бывают случайными и неожиданными, и педагог не должен упускать такую

возможность. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров,

форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка –

полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило,

радость, оживление, удивление

Необходимо

стимулировать

любознательность;

формировать

умение замечать изменения в природе.

наблюдении – создать эмоциональный настрой, общее

радостное впечатление.

Воспитатель

знакомит

животными,

относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно

быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно

общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому воспитатель

помогает детям в общении с животным, чтобы оно не было опасным ни для

животного ни для ребенка.

Выходя на прогулку, родители и педагоги должны осознавать, что для их

детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу

важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать

многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и

формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для его

интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в

детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время

года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста

дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены.

Обогатить

впечатлениями

разнообразия,

природных

всматриваться,

любоваться

восхищаться

природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об

окружающей природе – вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан

закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая

жизнь человека неразрывно связана с природой.

В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и

весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за

жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз

подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в

заботливого

отношения

животным

маленьких

закладываются

организации

систематических длительных контактов и общения с ними.

Учитывая

физиологические

психологические

особенности

раннего возраста, работу по формированию экологических представлений

следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному

и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз

добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

экологическому

воспитанию

используется

интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской

деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры,

театральной

деятельности,

литературы,

моделирования,

просмотра

телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности

детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

полученные

занятиях

"проверяют"

самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и

ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в

дидактической

познавательное

занимательное.

усиливает

эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате

закрепленные

играх-опытах

свойствах

качествах

природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Заключение.

Воспитательное

значение

переоценить.

животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем

пробуждаются самые лучшие качества. Человек, животное, растение – все мы

часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на различия.

Отсутствие

отражающих

действительность,

нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий.

Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного

отношения детей к животным. Это не только наносит вред природе, но и

отрицательно

действует

ожесточает

исправить

имеющиеся неправильные представления труднее, чем образовать новые,

правильные.

Вот почему очень важно, чтобы дети уже в раннем дошкольном возрасте

получили верные сведения о природе.

Средствами игры

1.1. Роль экологического воспитания в развитии личности дошкольников

Неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр.

Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их.

Современные дошкольники обладают знаниями о природе. Однако зачастую эти знания формируется стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Противоречия между современным содержанием экологического воспитания с одной стороны, и необходимостью воспитания будущего гражданина, разумного пользователя природы, ее защитника, воспитания экологической культуры с другой стороны, могут быть разрешены путем более пристального внимания в детском саду к проблемам экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой.

В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Этот процесс противоречив. Отношение к природе может проявляться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с природой. Поэтому важно формировать у дошкольников представления и о природе и формах взаимодействия с ней.

Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит , по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, видеть ее красоту и главное, должны осознать, что природу надо беречь и охранять.

Экологическое воспитание дошкольников стало наиболее актуально в наше время. Дети - наше будущее, поэтому перед нами взрослыми стоит одна из важных задач - воспитать молодое поколение в духе бережного и ответственного отношения к природе, привить осознание важности её охраны. Начальным звеном экологического образования является дошкольное детство. Именно в это время формируется личность человека, складывается первое мироощущение, закладывается позитивное отношение к природе.

В ребенке с раннего возраста закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, осознается роль природы в жизни человека, переживаются нравственно-эстетические чувства. Экологическое образования должно стать приоритетным в системе образования. Мы должны внушить детям простую, убедительную мысль: все люди являются частью природы, и мы должны любить и оберегать ее, как саму жизнь. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры. Необходимый объём знаний соответствующий дошкольному возрасту, дети получают в социуме (семье, детском саду и через средства общественной информации). Семья, воспитывающая ребёнка, должна обладать необходимой культурой определяющей отношение к окружающей природе. Роль детского сада определяется условиями воспитания, профессиональными и личностными качествами педагогического коллектива. В 70-е годы ХХ века в СССР начались исследования для построения системы экологического воспитания дошкольников. Основой в разработках становится всеобщая закономерность природы. Эта закономерность доступна наблюдению, потому что имеет яркие внешние проявления. По данной проблеме ведут исследования (С.Н. Николаева, А.М. Федотова, Л.С. Игнаткина, И.А. Комарова, Т.В. Христовская, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева). К 90-м годам получены интересные результаты способов обучения детей. С.Н. Николаева проводит анализ накопившегося материала и в 1992 году выходит монография «Общение с природой начинается с детства». Данная монография становится теоретическим фундаментом в новой области дошкольной педагогики - экологического воспитания. Первая «Программа экологического воспитания дошкольников» выходит в 1993 году после доработки она становится программой «Юный эколог». Содержание и методы экологического воспитания; синтез воспитательных и образовательных компонентов; роль педагога как носителя экологической культуры; схема управления экологическим воспитанием были представлены в «Концепции экологического воспитания дошкольников» в 1996 году.

Экологическое воспитание – это не только формирование экологической культуры, навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, но и воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста, одновременно приобщая к этому процессу значительную часть взрослого населения страны - работников сферы дошкольного воспитания и родителей детей.

Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают природу, не чувствуют ее красоту. В этом мы, взрослые, должны им помочь. И делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, которое рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». Еще раз можно утвердиться в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

«Методика экологического образования дошкольников» наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Для того чтобы сформировать у дошкольника эти основы, в дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия (в групповой комнате - уголок природы, на территории детского сада - небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т. д.) которые должны способствовать:


  • - познавательному развитию ребенка (систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

  • - эколого-эстетическому развитию (формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

  • оздоровлению ребенка (грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

  • формирования нравственных качеств ребенка (воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

  • экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала).
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

  • пониманию самоценности природы;

  • осознанию ребенком себя как части природы;

  • воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

  • пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

  • усвоению азов экологической безопасности усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы как: интегрированная НОД, опытно – экспериментальная и проектная деятельность, использование ТСО и мультимедийных презентаций, экологическая тропа и экологические праздники. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

Существует ряд требований к организации деятельности детей в природе:


  1. Четкость и конкретность целей и задач. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

  2. Для каждой деятельности следует отбирать небольшой объем информации, которая в дальнейшем уточняется, закрепляется и конкретизируется, расширяя полученные представления.

  3. При организации деятельности следует продумывать систему, взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдают.

  4. Деятельность должна стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий , таких, как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», и в том числе понятия «экологическое образование дошкольников».

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе – с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой. Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него, такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка.

Осознанно правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики всего живого и его самоценности, зависимости жизни животных и растений от воздействия факторов внешней среды и деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы и живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях. Исходным звеном воспитания такого отношения дошкольников к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, жизнь в сообществах, изменение в процессе роста и развития.

Базовой основой современного экологического образования дошкольников является раздел биоэкологи, адаптированный в содержании парциальных программ «Наш дом – природа», «Юный эколог», и другие. Экологическое образование – новая категория, непосредственно связанная с наукой экологией и различными ее ответвлениям. В основу этого понятия положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологических представлений – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой , который обеспечит его выживания и развития.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволят сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребности во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда метод наблюдения сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Так по программе «Развитие» развитие интеллектуальных и творческих способностей, решается через овладение действиями наглядного моделирования.

Динамические представления – это особый тип представлений, отражающий последовательность изменений, преобразований объекта, недоступных непосредственному восприятию.

Теоретические основы исследования составляют труды ученых и исследователей Н.Н. Поддьякова, Л. Элькониновой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.Н. Дружининой, Т.В. Христовской. Самым первым кто выделил динамические представления, был Н.Н. Поддьяков. Он сформулировал определение и выявил возраст, когда начинают успешно формироваться динамические представления. Его продолжателем в этом исследовании стала Л. Эльконинова, она отслеживала те же вопросы, что и Н.Н. Поддьяков, работая в его лаборатории. С.Н. Николаева является автором программы «Юный эколог», в которой она отразила экологический подход к содержанию живых существ. Выделив в отдельный раздел – рост и развитие растений и животных. В этом разделе прослеживается роль взаимосвязей в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Т.Н. Дружинина, Т.В. Христовская и Л.С. Игнаткина начали работу по формированию динамических представлений у дошкольников. Они проводили обследования, где участвовали дети различного возраста (от второй младшей до подготовительной к школе группы), а также проживающие в разных условиях. При этом Т.В. Христовская формировала динамические представления на примере растений, а Л.С. Игнаткина формировала динамические представления на примере животных. Но можно выделить, что все исследователи преследовали в работе одну цель – это формирование динамических представлений, развитие умственных способностей и экологическое образование дошкольников.

В детском саду во всех возрастных группах воспитатели вместе с детьми выращивают растения, ухаживают и наблюдают за ними.

Материалы различных проводимых исследований позволяют сделать вывод, что ознакомление детей с динамическими представлениями может оказать влияние на становление и развитие особых – единых – пространственно-временных представлений, отражающих последовательные изменения объекта, происходящие в определенные временные промежутки. Необходимыми условиями формирования таких представлений являются систематическое наблюдение и синхронное отражение изменений наблюдаемого объекта в календаре – последовательно заполняемой графической модели, а также необходимо периодическое обсуждение результатов наблюдений, обобщение их, подведение итогов проделанной работы.

Из этого следует сделать вывод, что представление о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами. Легче организовать наблюдение за ростом и развитием растений. Исследователями установлено, что систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растений можно проводить как в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян или луковиц, создавая огород на окне, так и в летнее время, работая на грядках и клумбах детского сада (если к этому располагают условия).

Дети учатся устанавливать связи между живой и не живой природой, связь живого организма со средой обитания, приспособленность к ней. Изучают влияние природы на трудовую деятельность людей, которая связана с использованием ее богатств, загрязнением окружающей среды, охраной природы.

У детей появляется самооценка. У ребенка, вместе со стремлением действовать самому, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер.

Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются также при усвоении ребенком соответствующих образцов поведения. Под влияние взрослого у детей появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у младших дошкольников отличается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка , нужно создавать благоприятные педагогические условия и отбирать оптимальные методы, которые способствовали бы решению задач экологического воспитания в занимательной форме.

Обучение проходит, как регламентируемая игра: воспитатель предлагает сюжет, берет на себя основную роль, а остальные распределяет между детьми, поддерживает игровую ситуации. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектом природы, выполняют обследовательские и трудовые действия.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:


  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир животных и растений);

  • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных сезонных и пространственных изменениях в природе;

  • формирование экологических представлений ценностных основ отношения к окружающему миру.
В ознакомлении с миром природы основная цель по программе заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.

Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:


  1. Мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

  2. Медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

  3. Подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

  4. Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

  5. Использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;

  6. Осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

  7. Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с астениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Таким образом, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы.

Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений. Игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

Таким образом, при целенаправленном воздействии педагога уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Появление экологической воспитанности это результат воздействия на детей определенной системы методов и приемов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенного их накапливания и расширения. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями. Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто