Бездетная женщина – это женщина, которой общество отказывает в праве быть нормальной. Я - бездетная женщина Демонизация и экзотизация ВРТ и «детей из пробирки»

Многие женщины и некоторые мужчины переживают из-за того, что оказываются бесплодными. Девушки даже впадают в депрессивное состояние, потому что у них не получается забеременеть. Но настолько ли плохо быть бездетным человеком? Из данной статьи вы узнаете, каковы преимущества бездетности и почему не стоит разрывать отношения, если партнер оказался бесплодным.

Написать данную статью я решила по запросу читательницы сайта сайт. Прочитайте его, чтобы понимать проблему этой молодой женщины:

Живем с мужем 2 года. Мне 22 года. Мужа люблю, да и он меня. Мы не можем забеременеть все это время (у мужа проблемы). А я очень хочу ребенка. Что делать? Все говорят — разводись молодая, красивая найдешь себе еще.

Бесплодие — причина для расставания?

Из-за того, что люди навязывают друг другу стереотипы, многие бездетные пары распадаются. Они не могут выдержать напора родственников, друзей и знакомых. А потому разрушаются в угоду окружению и собственным инстинктам. Но разве стоит ставить фальшивые цели выше любви мужчины и женщины? Продолжение рода не является обдуманным решением живого существа. Это инстинкт. Если потакать инстинктам, то невозможно будет сохранить отношения с любимым человеком.

Очень хорошим знаком является желание женщины забеременеть, когда она близка с мужчиной. Такое желание говорит о том, что женщина на самом деле любит своего мужчину. Но когда желание родить ребенка возникает просто как самостоятельная и навязчивая идея, то это уже признак того, что любви к мужчине нет. В этом случае эгоизм женщины поспособствует разрушению настоящих отношений.

Женщине, которая видит своего партнера не как единственного и неповторимого мужчину, а как неполноценную домашнюю скотину, стоит разорвать такие отношения. Ведь даже бесплодный мужчина имеет право быть любимым не за то, что он полезен в чем-то, а просто так без условий и ожиданий со стороны женщины. Может, спустя время он встретит свою половинку, которая будет любить его, а не его полезность, семя или наследников.

Судя по тому, что автор запроса задается вопросом, стоит ли ей бросать мужа в угоду своим желаниям, можно сделать вывод, что, скорее всего, любовь к своему мужчине она придумала. Ведь когда двух людей связывают настоящие чувства, то собственные желания или советы окружающих не разрушат союза влюбленных. Даже любящая жена инвалида не задается вопросом — стоит ли бросать безногого или безрукого. Супруги инвалидов живут с теми, кого когда-то полюбили. И они видят в своих уже совсем неполноценных мужчинах все тех же любимых мужчин.

Если у женщины не получается забеременеть, это еще не повод для того, чтобы менять спутника жизни. Ведь если задуматься, то навязчивое желание родить ребенка ничем не отличается от желания обладать громадной и дорогой виллой. Многие девушки бросают своих мужчин, чтобы достичь желаемого. Но в итоге оказываются одинокими, нелюбимыми и никому не нужными. Они разбрасывались тем, что у них было, и остались в итоге несчастными. Хотя целей-то своих достигли.

Желание иметь ребенка, снедающее девушку, сродни тому, когда женщина хочет обладать дорогой вещью. Разница лишь в том, что дорогие машину, виллу или яхту можно продать, если они станут невыгодными или просто надоедят. Свое чадо нужно растить, кормить и воспитывать много лет, а потом до самой смерти поддерживать его и чаще финансово. Нельзя идти на поводу своих инстинктов и навязанных окружающими стереотипов. Ребенок — это не что-то само собой разумеющееся, а вечные долг, боль и ответственность матери.

Если женщина, снедаемая желанием родить ребенка, может без последствий для себя и собственной психики бросить своего неполезного для нее супруга, то ребенка, когда он окажется для нее неудобным, неполезным или сложным она уже бросить не сможет. Поэтому прежде чем рушить , стоит подумать, насколько правильными являются ваши мысли и действия. И к чему они могут привести вас впоследствии.

Бесплодие — это проклятье?

Можно понять женщину, которая не может забеременеть. Ведь ясно, что пока она не познала «радостей» материнства она будет считать, что быть матерью это предел мечтаний. Но в действительности все совсем иначе. Великая материнская любовь начинает сдавать под давлением хронической невысыпаемости, финансовых проблем и гиперактивности ребенка. Воспеваемая повсюду любовь матери и ребенка исчезает в небытие, как только дите попадает в период полового созревания. И чем старше ребенок становится, тем тяжелее матери справиться с ним, уберечь его от проблем и наставить на путь истинный.

В то время как озадаченная деторождением женщина страдает от токсикоза, отеков ног и рук, приступов неуправляемого жора и психозов, переходящих в слезливую истерику, самодостаточная женщина живет для себя. Она может позволить себе посещать салоны красоты, ведь ей не нужно покупать коляску, пеленки, распашонки, бутылочки, погремушки и прочее. Она может приобрести себе шикарное платье, вместо платья-палатки для беременных. И отправиться в своем красивом наряде в вечерний клуб вместе с любимым мужчиной.

Когда заботливая мамаша раздумывает над тем, какой бабке, соседке, тетке, подруге оставить своего орущего круглые сутки младенца хотя бы на одну ночь, чтобы впервые за несколько месяцев выспаться, самодостаточная женщина придумывает сексуальные прелюдии, чтобы продлить ночные страсти с мужем, способствующие полному расслаблению. И она счастлива, что избежала участи становления матерью, а то бы ей пришлось надолго позабыть о том, что такое секс.

Бесплодные женщины и мужчины даже не задумываются, насколько проще их жизни. В том, что они считают недостатком, есть масса плюсов:
— не нужно предохраняться, как это делает большинство;
— не стоит бояться сексуальных отношений из-за возможной беременности;
— не надо переживать сложные беременности и роды;
— нет обязанности нести за кого-то ответственность;
— не нужно всю жизнь кого-то спонсировать на последние средства.

Бездетные мужчины и женщины, прожившие вместе десятилетия, как правило, могут похвастать собственной недвижимостью, крупными финансовыми накоплениями и обеспеченной старостью. Эти люди в своем большинстве путешествуют, позволяют себе дорогие покупки и живут на самом деле счастливой жизнью. Ведь все годы они живут исключительно для себя.

Пары, которые стремятся как можно быстрее произвести на свет детей, в своем большинстве нуждаются. Они забывают, что, значит, жить для себя. Вся жизнь этих людей проходит в вечной борьбе за выживание их самих и их потомства. Эти матери и отцы всегда чем-то обеспокоены. Они основные покупатели вредных уцененных и просроченных продуктов, и дорогих лекарств. Именно их не устраивает политика, правительство, налоги, законы и прочее. Ведь им нужно постоянно выживать. И насколько им это удастся, зависит от того, как к ним будет относиться государство.

Бездетные пары не живут от подачки к подачке. Они зарабатывают для себя и живут только друг другом. И у них всегда есть возможность обеспечить себе будущее. К старости они скапливают целые капиталы и могут себе позволить безбедно жить в жарких странах в шикарных виллах. Поэтому нельзя рассматривать бесплодие, как проклятье. У бездетности есть свои ощутимые плюсы!

Не получается забеременеть. Что делать?

В этой части статьи я решила не писать о том, каким образом женщины решают проблему бездетности. Ведь эти способы довольно популярны, а потому о них уже написано очень много. Как, например, об искусственном оплодотворении, походах налево, смене партнера или об усыновлении ребенка. Все, кроме последнего, эти методы не решают проблемы на самом деле, а помогают женщине запутаться в себе. Ведь если она не считает своего мужчину полноценным, того же мнения о своем браке, то велика вероятность, что потом ее не будет устраивать ее ребенок, жизнь с новым партнером или будет мучить факт ее измены супругу.

В этой части статьи я хотела бы описать истории людей, которые столкнулись с бездетностью. Вникнув в каждую, можно уже сделать верные выводы и понять, как следует поступить, если вас мучает проблема бездетности. Истории других людей помогают взглянуть на практический опыт бесплодных мужчин и женщин, разменявших свое счастье на следование инстинктам и навязанным им обществом стереотипам.

Первая история когда-то поразила меня до глубины души. Мой интернет-знакомый рассказал мне, что его жена ушла от него потому, что он оказался бесплодным. Как он уверял меня, они друг друга очень сильно любили, а потому разрыв был долгим и мучительным. Совет бросить мужа, женщина получила от священника. А чтобы она быстрее отвыкла от своего супруга, тот же священник порекомендовал ей отправиться в монастырь.

Спустя годы женщина, которая якобы любила своего мужа, снова вышла замуж. Но до сих пор у нее нет детей. Ее настоящий супруг — полноценный мужчина, как и она полноценная женщина. Но детей у них нет, как и любви между ними. Из-за чего женщина ощущает себя совсем несчастной. В ее случае уместно вспомнить поговорку «От судьбы не уйдешь». Бывший муж этой женщины — бесплодный мужчина, нашел в себе силы быть счастливым в одиночестве и потому оборвал с нею всякую связь. Не разменивайте тех, кто вас любит, на свои желания, возникающие у вас просто потому, что включаются ваши инстинкты.

Другая история еще более печальная. Молодая женщина мечтала о семье так сильно, что вышла замуж едва ей исполнилось восемнадцать лет. До двадцати пяти она не могла забеременеть. Поняв, что ее и супруга настигла бездетность, женщина прошла необходимые обследования, как и ее супруг. Оказалось, что бесплодием страдал именно мужчина. Недолго думая, дама бросила своего супруга, оскорбив его на прощание. Из-за чего мужчина стал спиваться.

Снедаемая желанием родить ребенка, эта женщина стала сожительствовать с первым ухажером. Спустя девять месяцев у нее родился сын. Узнав о ее беременности, новоявленный жених тихо испарился из ее жизни, и стала матерью-одиночкой бывшая замужняя и счастливая женщина. Шли годы, сын повзрослел и уехал на заработки за границу. С тех пор горе-мамаша не слышала о нем ничего. А ее бывший муж после того, как она его бросила, встретил женщину, которая не переживала из-за его бесплодности. Он бросил пить и зажил с новой супругой счастливой жизнью.

Счастливая в браке женщина скажет, что для не должно быть никого ближе и дороже любимого и любящего мужчины. Дети вырастают и обычно забывают о своих матерях. И если женщина не дорожила отношениями со своим мужчиной, она оказывается в полном одиночестве, когда ребенок взрослеет. Ребенок должен быть плодом любви между мужчиной и женщиной. Но не навязчивой целью, ломающей настоящие отношения и в конечном итоге судьбы двух людей, которые могли бы вместе счастливо прожить жизнь, и наверняка не плодом сексуальных отношений с первым попавшимся.

Когда я обдумываю эти истории, мне становится совсем непонятно, почему женщины так настойчиво идут на поводу своих инстинктов. Ведь можно жить с тем, что есть сейчас в данный момент. Если с вами сейчас рядом любящий мужчина, то он останется с вами до самой старости. Этот мужчина будет всегда вашей опорой и поддержкой. Только он придет к вам на помощь, когда вам станет плохо. А дети всегда будут нуждаться в вас. Вам придется стать для них вечной опорой. Редкие люди, взрослея, начинают заботиться о своих старых родителях. Обычно мама с папой тянутся на свое потомство все годы жизни.

Бездетность — это преимущество!

Бесплодие и бездетность не являются проблемами. Это просто особенности. С ними следует смириться. Нужно научиться радоваться жизни здесь и сейчас. Ведь бездетные люди могут позволить себе жить для себя. А значит, они могут ощущать себя счастливыми. Когда вы слышите от окружающих, будто их счастье — это дети, то не верьте им. Люди любят скрывать правду и выдавать желаемое за действительное. Матери и отцы практически всегда решают какие-то проблемы, им попросту некогда быть счастливыми, ведь они не живут для себя. Лишь спустя годы, когда их отпрыски подрастут, до появления внуков эти люди смогут порадоваться кратковременной возможности пожить для себя.

Если вы бесплодны или вашему супругу поставили диагноз » бесплодие», не паникуйте, не считайте себя неполноценной или любимого мужчину неполезным. Найдите плюсы в бездетности. Радуйтесь возможности жить для себя, заниматься со своим супругом сексом без последствий, путешествовать вдвоем, копить деньги или тратить их на себя. А если все это не позволяет вам ощутить себя счастливой, то помогайте многодетным семьям, детским домам, приютам для собак и кошек и . Забота о ком-то способна избавить вас от навязчивой мысли родить ребенка.

Как принять бездетность?

Чтобы не считать себя и своего супруга неполноценными людьми, не нужно прислушиваться к подавляющему мнению окружающих. Люди, делая что-то, всегда пытаются себя оправдать. Когда пара ваших знакомых заводит детей, проживая в съемной квартире, и им едва хватает заработной платы главы семейства, эти люди начинают оправдывать свое поведение. Они рассказывают, будто дети — это цветы жизни, после их появления любовь окрепла, а отношения стабилизировались. На самом деле это обман, с целью оправдать свои неверные действия, вредящие им самим и их отпрыскам. Поэтому не обращайте внимания на высказывания «счастливых» родителей в ваш адрес.

Женщине, которую гнетет мысль о том, что ей не суждено стать матерью, поможет избавиться от навязчивой идеи время, проведенное с чужим младенцем. Возьмите к себе на неделю кричащего малыша ваших друзей, которого нужно кормить из бутылочки. Пусть его мама поспит шесть ночей подряд. Попробуйте «оказаться в шкуре» молодой матери. Такое переживание сильно отрезвляет. Ведь бессонные ночи, постоянная возня вокруг младенца утомляют настолько, что порой кажется, будто не будет лучшей жизни. Но если это не охладит вашего пыла стать матерью, то можно было бы порекомендовать вам стать нянькой для маленьких детей занятых родителей. Обычно это помогает бездетной женщине проявить заложенные в ней материнские инстинкты, не разрушая отношений с бесплодным супругом.

В современной России материнство/ родительство является не только индивидуальным выбором женщины /пары, но и постоянным объектом социального принуждения как со стороны ближайшего окружения, так и со стороны государства. В современной России наблюдаются схожие с западноевропейским обществом демографические процессы: увеличение возраста вступления в брак и рождения первого ребенка, сокращение количества детей, партнерство без официальной регистрации брака и т.д. Происходит значительное расширение строгих рамок советской морали. Все эти трансформации, казалось бы, ведут к бо льшей свободе индивидов по организации и планировании собственной матримониальной и репродуктивной жизни и принятия решений относительно нее. Однако зоны несвободы, практики вмешательства в приватную жизнь другого человека до сих пор остаются нормой. Вопрос деторождения не является пространством исключительно приватных персональных решений, при этом он не только и не столько является сферой государственных интересов и вмешательства, сколько сферой повседневного рутинизированного регулирования и контроля. Через постоянный социальный контроль, через одобрение и осуждение осуществляется воспроизводство морально одобряемой нормы. В соответствии с этой нормой предписывается возраст вступления в брак, возраст и брачный стаж, необходимый для рождения ребенка и т.д. Не очевидные, не всегда заметные, но глубоко усвоенные правила становятся явными при их нарушении. Именно бездетность делает очевидной норму обязательного материнства в российском обществе.

Обсуждение вопроса о наличии детей, о планах на детей не только не считается вмешательством в частную жизнь, но широко распространен и легитимен в российской культуре - эти вопросы могут задавать родственники и коллеги, знакомые и попутчики, работодатели и друзья:

«Действительно, вокруг только и слышишь вопросы: КОГДА? Иногда возникает такое чувство, будто все сговорились».

Когда бездетность, нарушающая коды «нормального» родительства (времени, возраста, брачного стажа и пр.), становится очевидной, она проблематизируется окружающими, превращается в область особого интереса и озабоченности, более того, требует публичного объяснения и оправдания, в том числе признания в бесплодии:

«Какой смысл скрывать, если все время сыпятся вопросы, почему детей не заводите, ведь возраст и т.п. Как-то странно было бы говорить, что мы хотим подождать, "пожить для себя"... Мы уже 9 лет для себя живем, достаточно уже (хотя 6 лет из 9 мы боремся с бесплодием). Да и на работе пришлось сказать, как бы меня отпускали все время - то к врачу, то анализы, то еще какой случай»

«Не хочу, говорить о бесплодии, наверное, из-за сложившегося стереотипа- замужество-беременность-роды. И после свадьбы/ начала совместного проживания (нужное подчеркнуть) все родственники, знакомые(и не очень) ждут, когда...И если сказать я ХОЧУ, но НЕ Могу! Начнутся расспросы, советы(не всегда самые добрые), жалость и т.д. Лучше молчать, чем говорить»

«Бесплодие» в повседневной жизни становится маркером «социальной дефектности», патологией не медицинской, а социальной. У этой «дефектности», «патологии» находятся и «социальные» причины - «неправильное» поведение: «пил- гулял», добрачная беспорядочная сексуальная жизнь, аборты и прочее. И последствия такого «неправильного» поведения - неспособность справиться с социальными ролями матери и жены:

«Когда я попала в больницу на операцию (вследствие которой я вынуждена искать с/маму) несколько знакомых не скрывали своего злорадства по этому поводу, и одна из них мне так и сказала, что вот увидишь - тебя бросит муж, поскольку ты не сможешь ему родить ребенка».

В общественном мнении отсутствие детей - это показатель отсутствия моральности. Не случайно женщины, которые прибегают к ВРТ, часто, рассказывая о себе, подчеркивают свою «нормальность»: не только «правильный» здоровый образ жизни (не пила, не курила»), но и свою социальную состоятельность в целом. Они описывают себя как компетентных, профессиональных, часто и экономически успешных, находящихся в стабильных брачных отношениях. Однако бесплодности достаточно, для того, чтобы женщину обвиняли в ее нестоятоятельности и недостаточной моральности, за которую она несет персональную ответственность. Причем такие обвинения могут предъявить самые близкие люди.

«Мне даже муж как-то раз сказал, что "наверное, по молодости я хорошо погуляла...", Подруга, когда я ей отвечала, почему проще на определенные темы общаться с людьми, переживающими те же проблемы - что они не считают огульно, что в проблемах с деторождением ВИНОВАТЫ сами те, у кого есть проблемы - она ответила, а что - это ведь ПРАВДА».

Неспособность к выполнению роли матери, а вкупе с ней и роли жены ставит под угрозу будущее семьи и, не предлагая альтернатив, требует исключения женщины:

«Свекровь - потребовала развода после моей операции, аргументируя, что детей не будет, на фиг такая жена»

«А для свекров, и наверно, для всей родни своего благоверного я "калечная, не способная родить", папаша его заставлял на первом году жизни развестись, хотя моих проблем и знать не знал, просто потому что не беременею, ну и по сей день остаюсь для него ущербной, брат мужа с женой в кругу своих друзей посмеиваются, и тоже намекал на развод»

«В субботу будет 7 лет, как я замужем, и 6,5 лет как я не общаюсь с родственниками мужа. После моей операции было сказано: Разводись, зачем тебе бесплодная жена»

Бездетность, бесплодие поднимают вопрос социальной и субъектной «пригодности». Материнство считается критерием и показателем «правильной» женственности, осуществления правильной женской роли. Отношение к бесплодию показывает, что зачастую ценность женщины для ближайшего окружения может сводиться к здоровому телу, выносившему ребенка, а затем к роли домохозяйки и няни, воспитывающей ребенка. Ценность личности и ее достоинство, успехи, страдания в расчет не принимаются. Невозможность материнства демонстрирует несостоятельность женщины в целом

«…это ужасно, когда ты чувствуешь себя виноватой и постоянно ловишь себя на мысли, что ты ни на что не способна, даже вроде бы такая естественная вещь для женщины как продолжение рода для тебя становиться проблемой»

Неспособность к материнству, контролируемая ближайшим и не очень окружением, производится как социальный дефект, ставящий под вопрос общую социальную компетентность и субъектную компетентность женщины:

«Я много раз задавала это вопрос себе, почему же мне стыдно за свое бесплодие, почему я прилагаю все усилия, чтобы никто и никогда не узнал об этом среди моих знакомых и родственников. Наверное, это реакция на отношение общества к этому. Кроме этого, общество принимает успешных людей, которые во всем достигают успеха, я давно никому не показываю больных мест».

Женщины, не получая поддержки от окружения, принимают навязываемую им вину, погружаются в тяжелые переживания, теряют уверенность в себе. Бесплодие в российском культурном пространстве заставляет женщину чувствовать себя неспособной, неправой, но и вызывает у нее чувство персональной ответственности за бездетность:

«Очень обидно, что я бесплодна. Не пью, не курю, абортов не делала, с 17 лет каждый год к гинекологу ходила - проверялась, в морозы тепло одевалась с мыслью как бы не застудить органы репродуктивной системы и при этом оказалась бесплодна. Знаю, что мысль неправильная, но она у меня есть - чувствую себя виноватой перед мужем, я его как будто подвела, не могу родить ребенка»

При этом выполнение правил (не пью, не курю, хожу к врачу) ничего не гарантирует. А значит потенциально любая бездетная женщина может стать объектом обвинения в неправильном образе жизни, недостаточных усилиях, отсутствии превентивного контроля здоровья и пр. Ее могут обвинять коллеги, врачи, начальник, свекровь, собственные родители, муж, подруги. Материнство – женская ответственность и соответственно бездетность/бесплодие – это женская вина. Даже когда причины бездетности связаны со здоровьем партнера, женщина остается ответственной за бесплодие:

«В нашей семье всю <вину> за бесплодие взяла я на себя. Реально
путь в Эко начался по причине мужского бесплодия».

Итак, культурные коды современного российского общества задают рамку обязательного материнства / родительства. Публичный контроль над репродуктивными решениями и планами не только оказывает «демографическое» давление, но и принуждает женщин объяснять и оправдывать бездетность, и в свою очередь скрывать или признаваться в бесплодии. Бесплодие конструируется как социальная, а не медицинская патология, что ставит под вопрос не только способность женщины к исполнению гендерных ролей, но и «правильность» ее «женскости». Вмененная ответственность за деторождение и социализация медицинского диагноза конституируют женщину как единственно виноватую и ответственную за бесплодие. Однако если женщина предпринимает (часто успешные) усилия, используя ВРТ, она и ее ребенок могут стать предметом «демонизации» и/или «экзотизации».

2. Демонизация и экзотизация ВРТ и «детей из пробирки»

Деторождение в российской культуре является социально-ответственным действием, а бесплодие/бездетность не только приводят к социальной дисквалификации женщины, но и ставят под сомнение ее субъектный статус. При этом и сам способ преодоления бездетности является предметом пристального внимания окружающих и морального повседневного «биоэтического» контроля. Если женщина совершает, казалось бы «правильное» действие - обращается к ВРТ для того, чтобы стать матерью – ее усилия, ее действия также проблематизированы, так как ныне в нашем обществе к ВРТ относятся с подозрением, репродуктивные технологии обрастают мифами и предрассудками. Ограниченность информации, скандальные материалы в СМИ приводят к «демонизации» процедур ВРТ, к представлению о них как противоестественных действиях с непредсказуемыми последствиями.

«Я как-то с подругой обсуждала проблемы с деторождением, уже знала, что пойду на эко, и хотя ничего про себя и эко не говорила, но как-то подвела разговор к этой теме. И что я услышала? "Ну, это уж вообще последнее дело, в пробирке там чего-то химичить, неизвестно что потом родишь". Дама, при этом с двумя высшими образованиями и приличным, вообще-то, интеллектуальным уровнем, руководит человеческими ресурсами на крупном предприятии... С тех пор я эту тему для окружающих закрыла».

В повседневной жизни женщин актуализируются вопросы - говорить или не говорить об ЭКО, кому говорить и когда. Личные переживания усугубляются из-за постоянного ожидания негативной реакции со стороны близких и знакомых, навязчивого любопытства или жалости. ВРТ в повседневности предстают как процедуры особенные и специфические. Отсутствие корректной информации и нагнетание обстановки в СМИ делает ЭКО тождественным «квази-клонированию», противным «естественному ходу вещей», а значит опасной, нарушающей установленный социальный и природный порядок процедурой. Люди, прибегающие к ВРТ, обретают «экзотический вид» - их часто сравнивают с инопланетянами или с голливудскими кинозвездами, которым доступны новые технология. Это «что-то из области фантастики»:

«Еще раз про знакомых, они периодически норовят сказать гадость про мою бездетность. А уж если будут знать про ЭКО, да еще многочисленные будут говорить - Совсем видать гнилая, раз даже из пробирки за большие деньги ничего не получается».

«Несмотря на то, что одна моя подруга в курсе всего, он тут на полном серьезе спросила: "А вы обычным способом детей завести не пытаетесь?". Видимо, она нас за инопланетян принимает»

Еще в большей степени «демонизация» как «нарушение естественного хода вещей с непредсказуемыми последствиями» касается программ суррогатного материнства, при которых женщины вынуждены скрывать репродуктивный метод, имитировать беременность и т.д. Суррогатные и донорские программы не только ставят под сомнение «биологическую» процедуру зачатия, но и порождают проблемы с определением родства, материнства и отцовства. Родительство перестает быть тождественным кровнородственным отношениям, существующие социальные связи и ответственности теряют «естественные» свойства и требуют переопределения. В общественном мнении «суррогатное материнство» еще менее желательная, легитимная процедура, по сравнению с которой даже зачатие «в пробирке» считается более естественным. В результате женщинам приходится постоянно продумывать, что когда кому можно сказать, чтобы не нанести ущерб себе и своему будущему ребенку:

«все бы хорошо, но и увы оказалось что ЭКО для меня не спасение, приговор врачей после операции -как обухом по голове "- у вас к матке подшита сигмовидная кишка вам нельзя беременеть, а то кишечник порвется и вы умрете... выбирайте или ваша жизнь или материнство". Про эко я сказала только со второй удачной попытки с суррогатной мамой - пусть лучше думают что моя лялька из пробирки чем что он вообще не мой....»

Кроме социального окружения особый статус а-нормальности зачатий и беременностей в результате ВРТ поддерживают и медицинские институты и дискурсы. Беременность не считается обычной, она воспринимается как проблемная, требующая повышенного контроля и внимания. В результате женщина на каждой стадии чувствует себя ущербной, даже если беременность и роды проходят нормально:

«Ведь даже в клиниках, которые ведут беременность, как слышат про ЭКО - начинается - " у Вас очень сложный случай, Вас надо очень внимательно наблюдать, так как у Вас такая сложная беременность!" - а спросишь, в чем сложность-то если все анализы вроде (тьфу 3 раза) в норме и жалоб нет? "ну как же, у Вас же было ЭКО"»

«Наибольший прессинг из-за ЭКО был в роддоме - меня упорно склоняли к кесареву сечению. Основной аргумент: "Зачем так рисковать столь золотой беременностью?" /…/ В этот день для всех в операционной я была не столько пациенткой с "резко ухудшившимся КТГ", сколько "Женщиной с пятью попытками ЭКО"».

Проблематизация ВРТ как не-нормального явления распространяется и на детей, рожденных в результате применения ВР технологий при зачатии. Любые последующие проблемы со здоровьем или развитием ребенка могут быть списаны на «неестественность» его зачатия:

«Свекровь - врач, и от нее я иногда слышу заходы на тему "все, что не далось естественно - не может быть хорошо", поэтому уж ей-то говорить нельзя ни в коем случае: не дай Бог какие-то проблемы со здоровьем ребенка, она потом все мозги порушит "а что же вы хотели, наделали делов с пробирками"»

«Да уж, мне недавно подруга рассказывала про далекую родственницу, которой пришлось делать ЭКО и успешно, ребенку уже 5 лет. Комментарии были типа " представляешь, он вполне нормальный, умненький даже, с детьми нормально общается и т.д." То есть типа говорящей обезьяны! Рановато еще кому бы то ни было об этом говорить!»

Женщины часто живут в постоянном страхе из-за возможных негативных социальных последствий для своих детей. Не только самих женщин общество считает не-нормальными (не способными зачать и /или выносить ребенка), но и ребенка априори лишают статуса нормальности. При помощи домыслов, сплетен, слухов происходит «экзотизация», которая может нарушить безопасность ребенка. Этот ребенок – «диковинка», «инопланетянин» и пр.:

«И если лечение окажется удачным, то ваш ребенок все время будет продолжать вызывать любопытство - а такой ли он, как все? диковинка ведь».

«Это для нас уже привычная часть нашей жизни, поскольку мы во всем этом варимся, а в обществе таких детей считают чуть ли ни инопланетянами. Не хочу, чтобы в будущем какая-нибудь "добрая" тетя сказала моему ребенку, что он не такой, как все, и он по этому поводу мучился»

Как и с «ВРТ беременностью», в медицинской карточке детей может указываться «ЭКО-зачатие», что производит их особый статус, требующий особого медицинского наблюдения и контроля. Женщины стремятся не только публично нормализовать своих детей, но и минимизировать непредвиденные последствия, скрывая в публичной презентации и документах (например, в мед.карте) способ зачатия. Врачи соглашаются с тем, что указание на ЭКО может стать «клеймом» для ребенка, и иногда готовы пойти навстречу женщине, чтобы не обозначать метод зачатия, однако они не стремятся переопределить сам статус не-нормальности женщины и ребенка. :

«Отдельная тема - как я пыталась сделать так, чтобы запись об ЭКО не попала в детскую карту. Я отлавливала педиатра, медсестру и "взрослого" врача. В коридоре открытым текстом говорила, что ребенок ЭКОшный (а чего скрывать - ведь это все есть в моей карте и все это пойдет в обменную карту), что сейчас негативное отношение к ЭКО в обществе, и что я не хочу, чтобы мой ребенок жил с этим клеймом. Все они понимающе кивали. НИКТО не возмутился на слово "клеймо", никто не сказал, что "ЭКО - это просто способ зачатия и ничего больше". Все пошли мне навстречу: кто-то не стал писать, кто-то замазал уже написанное. За что я им очень благодарна».

В повседневной жизни происходит «демонизация» и /или «экзотизация» процедуры ВРТ и детей, рожденных в результате применения этих технологий. Институт медицины участвует в этом процессе, так как в медицинской практике присваивается особый статус беременностям после ЭКО и ЭКО-детям. Все это, безусловно, усиливает давление на женщин, порождает страхи за себя и детей, заставляет их прибегать к различным стратегиям сокрытия осуществленных практик. Постоянно актуальный вопрос («говорить или скрывать»), тайны и симуляции беременности в случае суррогатного материнства, усиливают психологическую и социальную нагрузку к и без того непростому пути преодоления бездетности. Процесс нормализации своего пути, своей беременности и своих детей требует от женщин дополнительных усилий, самоконтроля и регуляции. Необходимо заметить, что женщины часто добиваются своей цели, выстраивая сложные стратегии совладания как с бездетностью, так и с демонизацией ВТР и детей. Однако на этом пути у них не так много помощников. Напротив, они постоянно сталкиваются не только с сопротивлением социального окружения, с негативно настроенным общественным мнением, но и с огромным числом проблем в доступе к информации и медицинскими институтам.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Дискриминация женщин в области репродуктивных прав в современной России: вспомогательные репродуктивные технологии

Надя нартова.. аналитическая записка.. дискриминация женщин в области репродуктивных прав в современной России вспомогательные репродуктивные..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Что основная причина современной версии патриархата - материальная, это выполнение женщинами труда по семейному уходу (уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи, бытовое обслуживание).

Это конкретное рабочее время - от 10-15 до 100 и более часов в неделю, которое тратится на бесплатный труд, выполняемый не из экономических мотивов, а по причине принуждения, убеждения и общественной манипуляции.
Это время, которое мужчина может потратить на труд в более высокой капиталистической формации - труд, за который он получает деньги, и который идет в счет карьеры, стажа, то есть общественного признания. Мужчина может это время потратить также на личный рост, развитие, на личные проекты и на развлечения.
Неважно, сочетает ли женщина семейный уход и наемный труд (или, например, фрилансерство, которое тоже является новой - а на самом деле старой формой наемного труда) - или же она занимается только семейным уходом. В любом случае она чем-то жертвует: либо работой за деньги, а значит личной независимостью и общественным признанием, либо же личным развитием и отдыхом.

Именно эти 10-100 часов в неделю и являются главным социальным различием между мужчиной и женщиной, из которых вытекают все остальные различия. Это - трудовые отношения, в которые женщины и мужчины вступают между собой.

Исходя из этого, девочек и мальчиков по-разному воспитывают, готовят к жизни. Исходя из этого, женщины и мужчины видят и оценивают себя самих и противоположный пол, исходя из этого, пишутся книги, создаются фильмы, и строится вся известная идеологическая система патриархата.
Даже сексуальное насилие возникает по той же материальной причине. Сексуальное насилие - это не вопрос секса, а вопрос иерархии; женщины потому и стоят в иерархии ниже, что должны выполнять работу по семейному уходу. Над низшими существами можно и нужно время от времени осуществлять насилие (не забывая маскировать его мощной пропагандой "мужского благородства", романтической любви и прочей апологии сильного и высшего самца). Само сексуальное желание в насильственных отношениях прочно завязано на иерархические представления.

Но тут возникает другой важный вопрос:
- Но ведь не все женщины имеют детей или ухаживают за инвалидами. Однако угнетению подвергаются буквально все, женщины-ученые и политики наталкиваются на "стеклянные потолки", бездетную и хорошо обеспеченную модель могут изнасиловать, бездетным женщинам создаются препятствия в учебе и карьере, им меньше платят.

Ага, могут тут сказать феминистки: значит, проблема все-таки не в рабочем времени и не в бесплатном труде - а именно в патриархате как идее. Вот взялась эта идея откуда-то (очевидно,из глубинной биологической порочности мужчин) - а из нее уже следуют и бесплатный женский труд, и сексуальное насилие, и презрение, и сексизм.

От чего же страдают женщины, которые детей не имеют?
А они страдают от принадлежности к социальной группе. Так, если об определенной нации (например, об арабах) в обществе принято считать, что они малообразованны, не мотивированы к образованию и труду, ленивы; то даже самый трудолюбивый и умный араб будет в глазах окружающих прежде всего "арабом" (ленивым, не мотивированным и глупым), и ему придется с большим трудом доказывать, что это не так.

Если подавляющее большинство женщин имеет детей и выполняет таким образом работу по семейному уходу, а конкретная женщина Х не выполняет эту работу - она все равно принадлежит к общественной группе "женщины". Ее оценивают в первую очередь как "женщину", сам ее вид вызывает у любого человека (неважно, какого пола) ряд ассоциаций: заботливая, хозяйка, дети, материнство, приготовление пищи, уборка, красота, уют, эмоциональность, нежность. Даже если женщина решительно не соответствует этому ряду ассоциаций, ее могут оценивать осуждающе ("а дети-то у нее есть?", "на такой стерве никто не женится") или воспринимать это несоответствие как особую пикантность (см. в фильме "Девять дней одного года" героиня-физик: "Меня никто не учил варить кашу". Но настоящим физиком ее тоже не назовешь в сравнении с героями фильма-мужчинами).

То есть эту женщину все равно оценивают исходя из того, что она принадлежит к общественной группе, выполняющей бесплатную и неуважаемую работу просто так, потому что она "должна". По традиции.
Ее так оценивает наниматель: он скорее примет на работу мужчину, чем бездетную женщину, а вдруг женщина все-таки решит родить? Ему это неудобно. Наниматель больше заплатит мужчине, чем женщине, потому что последняя больше от него зависит, даже если детей у нее нет - она все равно худший товар на рынке труда.

Ее так оценивают просто мужчины: она, естественно, ниже их в иерархии, поэтому можно и нужно подшучивать над ней, высмеивать, не уважать, нарушать границы, оценивать ее тело и сексуально унижать.
Недавно в сети ходили откровения женщины - вузовского профессора: как первокурсники, не прочитавшие ни одной книги, подходят к ней и спрашивают: вы что, действительно считаете себя равной нам?
И все это - несмотря на то, что сама эта женщина никакой дополнительной работы не выполняет.
На Юге США в позапрошлом веке любой чернокожий воспринимался как раб, даже если рабом по факту не являлся. В Российской Империи любой крестьянин был "мужиком" или "бабой", независимо от крепостного или свободного состояния. И десятилетия после освобождения крестьян, они все еще оставались "бабами и мужиками", созданными для услужения и черного труда.
Вот так и бездетная женщина в первую очередь в глазах общества является женщиной (а потом уже - специалистом, интересным собеседником и т.д.), то есть - той, кто в принципе предназначен для ухода и обслуживания.

Короче говоря: бездетные женщины страдают оттого, что другие женщины имеют детей!

Именно поэтому среди феминисток постоянно разгорались баталии на эту тему. Бездетные женщины, смутно понимая вышеизложенное, иногда видят корень своих проблем в том, что другие заводят детей. Им представляется: а пусть они не рожают, и тогда мы не будем страдать! Все женщины должны стать такими, как они - независимыми и бездетными, бессемейными, и тогда проблема будет решена. Во всем виноваты клуши и дуры, которые поддаются на патриархальную пропаганду! Выходят замуж, заводят детей. "Не продавайся за цветы, завтра встанешь у плиты!"
Другой вариант: если она завела ребенка - то самадуравиновата. Почему это общество должно платить за личное хобби женщины? Ребенок - все равно, что собака или кошка: личное развлечение и удовольствие. Капиталист-наниматель не должен ничего платить и должен без проблем увольнять беременных, капиталистов ни в коем случае нельзя нагружать обязанностями по отношению к беременным и детным женщинам, потому что из-за этого и бездетные - плохой товар!
Иногда более богатые женщины практикуют это и в своей собственной жизни: "я должна заработать на ребенка, и тогда заведу его". К тридцати пяти-сорока годам она зарабатывает на ребенка и заводит единственную кровиночку, на которую не нарадуется. Или уже не заводит, потому что здоровье после этих "заработков" не позволяет.

Обычных, не продвинутых женщин, это, конечно, возмущает. Например, потому что обычная работница никогда не сможет "заработать на ребенка" - то есть накопить столько денег, чтобы и квартиру купить, и несколько лет сидеть дома, и нанять персонал по уходу за ребенком. Ей нужна поддержка - муж, государственные пособия, садики и так далее. Социал-демократически настроенные феминистки также не одобряют идеи "каждая за себя" и "нечего плодить нищету".

Патриархалов также возмущает подобная идея, но по другой причине - их беспокоит демографическая проблема. Если все перестанут рожать, то вымрем же.
Кстати, почему-то у народа с феминизмом ассоциируется именно этот "бездетный подход", феминистки и чайлдфри в общественном мнении - практически одно и то же. Хотя это далеко не так.

Естественно, единственный вариант решения этой проблемы: переход к социализму и в рамках социализма (общественной собственности на средства производства) переход к максимально возможному обобществлению семейного ухода (оптимизация быта, техника, детские учреждения, учреждения по уходу). Плюс компенсация (материальная и статусная) женщинам той неизбежной доли труда, которую нельзя обобществить (роды, кормление, уход за ребенком до двух-трех лет).

Если будет решена эта проблема - то будет решена и проблема угнетения всех женщин, независимо от того, имеют они детей или нет.
Тогда само появление детей превратится в радость, и перестанет быть источником страданий и угнетения.

"Что говорить, каждая женщина мечтает о детях. Только я уже, кажется, перестала. Потратила двенадцать лет на то, чтобы забеременеть от собственного мужа. Лежала в самых разных клиниках по лечению бесплодия, принимала самые разные таблетки и подвергала себя самым ужасным процедурам - ничего не помогло.

Чего я только там не насмотрелась, в этих клиниках! Молодые женщины, красивые, обеспеченные, удачливые во всем - кроме одного. И все считают себя несчастными, потому что нет детей. Одни годами лечатся, другие разводятся с мужьями - вдруг с другим повезет? Третьи постоянно обманывают мужа, что у него что-то не в порядке, не дай Бог подумает, что это она бесплодна. Переживают пять, шесть, восемь выкидышей, чтобы на девятый раз забеременеть и все девять месяцев пролежать на сохранении, получить наконец свое выцарапанное из когтей судьбы, драгоценное, единственное дитя. В отделении по лечению бесплодия у нас шутка была: "Другие женщины плачут, когда месячных в срок нет, а мы - наоборот, когда пришли". И в самом деле: через коридор от нас - не успевают привозить с абортов. Ну почему так, почему?

Если подумать - так ли уж много радости приносят человеку дети? Пока они растут, пока маленькие, пока их купают и наряжают, а они, как куколки, в бантиках и кудряшках - да, радости много. Но детство пролетает быстро, и вот уже бессонные ночи, когда сын задерживается с друзьями, а ты не спишь и слушаешь тишину за окном, воображая себе всякие ужасы, вот уже дочь упрекает тебя, что ты недостаточно хорошо ее одеваешь, а потом уходит к чужому мужику, хлопнув дверью, вот уже внуки пошли, и ты возишься с пеленками и кашами, несмотря на то, что еще молода и привлекательна, личная жизнь твоя кончилась. На свое здоровье и внешний вид ты уже давно махнула рукой, кому это нужно, требуется только выносливая и жилистая старая тетка, чтобы таскала сумки и коляски и поменьше разговаривала.

А что в ответ? Редкие звонки по праздникам или когда нужны деньги, плохо скрытые насмешки над твоей старомодностью, дежурный букет цветов и коробка конфет на день рождения. Я всего этого насмотрелась у своих подруг, изучила предмет, так сказать, в полном объеме".

"Я всегда мечтала о детях. Когда еще училась в школе, за мной вечно ходили хвостом первоклашки, второклашки - я была у них и воспитателем, и старшей сестрой, и арбитром. Придумывала им игры, разнимала драки, мирила, водила в походы, была заведующей живым. уголком, играла Снегурочку. В общем, самая популярная в школе личность среди малышни. Я уже на свидания начала бегать, а маленькие все хвостом за мной ходили. Один раз из-за этой мелкоты поссорилась с парнем, который мне очень нравился. Он ждал меня у кинотеатра, а детвора притащила ко мне домой котенка с раздавленной лапой - попал под машину. Ревут в три ручья, не знают, что делать. Ну, я как была в туфлях на "шпильках", так и помчалась с ними в ^ветлечебницу. Котенка мы вылечили, а Борьке я потом две недели не могла объяснить, почему вместо свидания отправилась в ветлечебницу!

Никто не удивился, когда я стала воспитательницей детского сада. Вот тут уж расцвели все мои таланты: умеешь хорошо шить - шей наряды для кукол и костюмы для праздника, знаешь много сказок -рассказывай детям, умеешь гвоздь забить - почини шкаф. Тут тебе и мастерская, и ателье, и живой уголок. Мне все это безумно нравилось. И мои дети всегда были самые развитое, самые веселые, из сада домой их не выгонишь. Не самые послушные, конечно, но зато если я на них обижусь и сказку перед сном не расскажу - ходят потом на цыпочках, мордочки удрученные. Все прилежно выполняют - до первой, конечно, потасовки. Я в душе считала себя чуть ли не лучшей воспитательницей детского сада, и вот однажды случайно услышала разговор одной из мамаш с нянечкой: "Она так старается, потому что своих детей нет, нздо куда-то девать энергию. И все-таки, что не говорите, а бездетная женщина по-настоящему не может любить ребенка - вчера моего Стасика полчаса в углу продержала, жалости у нее нет".

Я хотела тут же из-за двери выскочить и крикнуть: "Да вашего Стасика хоть замуруй в том углу, он все равно всю группу затерроризирует!" Но потом поняла, что не это главное в ее словах, а другое: я - бездетная женщина...

Да, это так. Мы с Василием женаты уже восемь лет, а детей у нас нет. Мы проходили обследование, нам объяснили - именно у меня именно с ним детей быть не может, не сочетается что-то в наших организмах. Бывает такое. Подруги, конечно, сразу с советами: бросай мужа или заведи любовника. Не хочу! Люблю Васю, никто другой мне не нужен. И живем мы хорошо. Зачем искать лучшего от хорошего? Мы как-то смирились с тем, что детей у нас не будет. Мне хватает этого веселья на работе, Вася вообще довольно равнодушен к маленьким.

Но вот слова "бездетная женщина"... После этого случая я стала к себе приглядываться - может, я и вправду с детьми жестковата, слишком легко все их проблемы и проблемки решаю, слишком рада вечером от них отдохнуть? Ведь мамаши такой возможности не имеют - они-то день и ночь о ребенке думают, всегда его заботами живут.

А тут еще подруга родила второго. Я пошла поздравлять, поглядела на это маленькое чудо, как оно спит ресницы в полщеки, крошечные пальчики сжимает в кулачок, губы развесило, словно чем-то огорчается... И так нежно пахнет в комнате - глажеными пеленками, женским молоком, ромашкой, чем-то младенческим. А уж смотреть, как она грудью кормит, и вовсе мука - такого блаженства мне изведать не дано. Господи, ну почему так? Я ведь очень люблю детей, всех, каких бы ты ни дал мне, родила, не то, что эти, которые на аборты ходят. Но лучше об этом не думать. Судьба, значит, у меня такая.

И все же... Смотрю я на бездетные семьи - пустая у них жизнь. Сошлись женщина и мужчина и живут для своего удовольствия. Себя ублажают. А с детьми вся жизнь наполнена смыслом. И рано или поздно бездетные браки распадаются. Были у меня знакомые - пара загляденье, он ее на руках носил, она на него надышаться не могла. Все им завидовали. Прожили десять лет и разошлись - он ушел к женщине с ребенком, она от любовника родила. Вот и говори тут, что не всем дети нужны. Я на Васю стала с подозрением посматривать: когда он говорит, что равнодушен к детям - меня утешает или себя обманывает? Ему уже под сорок, а в этом возрасте, говорят, человек все по-другому чувствует, к детям с особенной нежностью начинает относиться. Вдруг ему тоже какая-нибудь с ребенком встретится?

Все эти мысли меня измучили. У меня и характер стал портиться - на детей в саду ору, на мужа дуюсь, подругам завидую.

А тут у меня племянница молоденькая проходила практику в доме ребенка. Кто-то мечтает о детях, а сколько их брошенных, несчастных! Нинка после каждого дежурства слезами обливается. Говорит - хоть и выделяет на них государство немалые деньги, а что толку. Все с хроническими болезнями, одному сок нельзя, у другого на шоколад аллергия. Да и ворует у них персонал. Нинка, как идет на работу, купит тридцать две конфетки, не шоколадные, чтобы всем можно было дать. Дети ее прихода ждут, им тепла хочется и внимания, ведь она со всеми успевает поговорить, погладить по головке - они сначала шарахались, не понимали, а теперь сами тянутся. "По мальчикам еще как-то не так заметно, что они детдомовские, - рассказывает племяшка, - а вот девочки... все на одно лицо, на мальчишек похожи. Сразу видно, что не домашние". Я как представила этих девчонок с короткими стрижками, которые и платьев носить не умеют, как их не наряжай, все во мне перевернулось. Думаю - что же я такая эгоистка? Горюю, что нет своих детей, а вон сколько несчастных, брошенных. Хотя бы одному исправить жизнь, создать нормальную семью - это же такое счастье. Решено √ возьмем ребенка на воспитание. Он тоже уже устал жить без родителей. И будет у нас обычная семья - такая, как все.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто