Как работает детский врач в детской поликлинике. Что лечит врач-педиатр

17.05.18 15:48:59

-1.0 Плохо

Случайно увидел слова благодарности заведующей педиатрическим отделением Гриневич Д. В. Решил понять, за какие заслуги этого врача можно благодарить, ставить руководителем. С 2012 года лекарь от гастроэнтерологии Гриневич Д. В. лечит мою дочь Софью, 01.04. 2006 г. р., выписывая без объяснений (типа "Вам знать причины не надо"), покупайте дорогие препараты и пейте. Жена добросовестно, не взирая на дороговизну, ребенок ведь (хоть детей в семье четверо), все покупала, питание только отварное, диета строгая и т. п. В результате при очередном обращении с просьбой дать определение группы здоровья для обучения не просто в школе, а школе-пансионе дневного пребывания, что в общем одинаково, лишь разница в соблюдении режима питания (строго по времени) и улучшенном процессе обучения, госпожа Гриневич Д. В. ставит 3 группу здоровья, что по положению об отборе в пансион исключает возможность обучения. Вот вам и лекарь! 5 лет лечила, типа «Я знаю как лечить» в результате налечила на 3 группу здоровья. Обращаюсь к главному врачу Ключниковой Ирине Викторовне: как же так лечила, а теперь 3 группа? Я же не прошу вообще дать заключение, что дочь здорова. 2 группа - это не факт незаконного завышения, это решение лечащего 5 (пять лет) врача Гриневич. Ответ, достойный Д. Медведева: «Ну, что я могу? Вы там попросите, может, они и так примут.» Я, возможно, чего-то не понимаю. За 59 лет не приучился к таким ответам. "Как-то лечили не от того", или "Лечили, но Вы поймите, это не вылечивается за 5 лет…" Как это? А вот обратился к пожилому врачу в 12 гарнизонной поликлинике в Лефортово и, оказывается, главное в лечении воспалительного процесса, который проходит в легкой форме в желудке и двенадцатиперстной кишке, – это строгий режим питания по минутам, чтобы желудочный сок выделялся на своевременно полученную в желудок пищу. А это нам знать не нужно было. «Главное дорогие таблетки и диета» - так лечит Гриневич Д. В. Возмущает безразличие в достижении результатов лечении детей и халатность в исполнении своих обязанностей госпожи Гриневич Д. В. Да и позиция главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Детская городская поликлиника №150 Департамента здравоохранения города Москвы» Ключниковой Ирины Викторовны также не понятна. Или я живу в другом измерении и понимании морали. Прошу понять меня, объяснить, в чем я не прав? Ветеран боевых действий, подполковник в отставке, инвалид военной службы, многодетный отец Зеленин Владимир Иванович.

18.05.18 18:58:32

Уважаемый Владимир Иванович!
В ответ на Ваш отзыв администрация ГБУЗ «ДГП №150 ДЗМ» сообщает следующее.
Ваша дочь наблюдается у гастроэнтеролога с 2011 года, страдает хроническим заболеванием. Данное заболевание относится к III группе здоровья на основании приказа МЗ РФ от 30.12.2003 №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
За время наблюдения по поводу данного заболевания Ваша дочь 8 раз осмотрена гастроэнтерологами, в т.ч. 3 раза заведующей педиатрическим отделением и врачом-гастроэнтерологом Гриневич Д.В. и 14 раз врачом-педиатром участковым.
Все гастроэнтерологи делали назначения в соответствии со стандартами ведения данной группы пациентов.
В 2018 Вы обратились к гастроэнтерологу с требованием снятия диагноза и изменения группы здоровья для поступления в кадетский корпус.
С целью независимой диагностики Вашей дочери 14.03.2018 рекомендовано проведение гастроскопии в Филатовской детской больнице, выдано направление. Однако, до мая 2018 на исследование Вы не записались.
14.05.2018 Вы обратились на прием к главному врачу Ключниковой И.В. с той же просьбой: изменить диагноз и группу здоровья. Поскольку данные действия относятся к разряду служебных преступлений, Вам было отказано.
Но был предложен компромиссный вариант: сделать 15.05.2018 (в срочном порядке, без записи) гастроскопию в филиале №1 ДГП №150.
15.05.2018 Вы повторно обратились к главному врачу с результатами гастроскопии. К сожалению, исследованием диагноз подтвержден, однако была отмечена выраженная положительная динамика (по сравнению с 2014). Ребенок направлен к гастроэнтерологу.
18.05.2018 состоялся прием врачом-гастроэнтерологом Шаталовой Н.А.; диагноз – прежний, группа здоровья – III, сделаны назначения в соответствии со стандартами.
Вашей дочери необходимо продолжить наблюдение у врача-педиатра и, при необходимости, у гастроэнтеролога. Данный диагноз снимается после 5 лет стойкой ремиссии.

С уважением,

Администрация ГБУЗ «ДГП №150 ДЗМ»

Детская поликлиника является основной организацией здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь детям при обращении в поликлинику, на дому, в учреждениях образования на территории обслуживания.

Детские поликлиники подразделяются:

– по мощности, определяемой числом посещений в смену: 5 категорий поликлиник (от 1- ой - 800 посещений в день до 5-ой - 150 посещений в день)

– организационному принципу: самостоятельные и объединенные со стационаром.

Принципы оказания амбулаторной медицинской помощи детскому населению:

– профилактическая направленность;

– доступность;

– широкое применение диспансерного метода;

– система активного патронажа;

– преемственность в работе врачей, оказывающих медицинскую помощь детям;

– этапность;

– гигиеническое воспитание и обучение как родителей, так и детей;

– участково-территориальное обслуживание;

– социальная направленность.

Выделяют следующие задачи детской поликлиники:

1. Оказание медицинской помощи детскому населению в поликлинике и на дому.

2. Организация и осуществление комплекса профилактических мероприятий, в том числе динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми.

3. Организация и осуществление лечебно-профилактической работы в ДДУ и школах.

4. Организация и осуществление противоэпидемических мероприятий (совместно с ЦГЭ).

5. Организация и проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

6. Совершенствование организационных форм и методов работы поликлиники, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностической работы и медицинской реабилитации, внедрение в практику работы стационарозамещающих технологий.

7. Анализ состояния здоровья детского населения.

Структура детской поликлиники представлена следующими функциональными подразделениями:

1. Руководство.

2. Фильтры-боксы для приема больных детей, которые имеют отдельный вход изнутри и выход наружу (бокс Мельцера–Соловьева).

3. Регистратура.

4. Лечебные отделения или кабинеты врачей-педиатров и врачей-специалистов, кабинет для оказания медицинской помощи подросткам.

5. Кабинет здорового ребенка (где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики) 1должность на 10000 человек.

6. Прививочный кабинет .

7. Кабинет (отделение) медицинской помощи организованным детям (1 должность на 600 детей дошкольного возраста или на 2000 школьников).

8. Кабинет подростка (должность врача подросткового кабинета вводится из расчета на 1500 детей 15–17 лет).

9. Клиническая лаборатория.

10. Диагностические кабинеты.

11. Отделение медицинской реабилитации.

12. Социально-правовой кабинет (1должность на 20.000 человек)

13. Центральное стерилизационное отделение.

14. Административно-хозяйственная часть.

Район деятельности поликлиники и график ее работы устанавливаются руководством здравоохранения административной территории. Участково- территориальный принцип деятельности поликлиники обеспечивает деление всей территории обслуживания на отдельные участки, медицинская помощь детскому населению которых оказывается участковым врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь

от 20. 06. 2007 г. № 811 «Об утверждении государственных минимальных стандартов по обслуживанию населения» 1 должность врача-педиатра участкового рассчитывается на 800 детей. На один участок вводится 1,5 должности медсестры (0,5 - для патронажной работы). Закрепление на медицинское обслуживание осуществляется по месту проживания в соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении».

На протяжении рабочего дня выделяется время на осуществление приема пациентов в поликлинике (3 часа) и обслуживание вызовов на дому (3 часа ). Распределение времени может быть иным в зависимости от эпидемической обстановки, удаленности участка от поликлиники, возрастного состава детского населения участка. За один час работы врач-педиатр должен принять 4 пациента на первичном или повторном приеме (15 минут на

пациента) или 6 человек на профилактическом осмотре (10 минут на 1 ребенка). Нормы нагрузки при обслуживании вызовов-2 вызова за 1 час.

Система единого педиатра, при которой врач-педиатр наблюдает за ребенком от рождения до 18 лет, обеспечивает непрерывность наблюдения на всех этапах развития. Прием участкового врача в поликлинике организован по скользящему графику для того, чтобы родители могли выбрать удобное для них время. В детской поликлинике осуществляется прием здоровых, выздоравливающих детей и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Больные с острыми инфекционными заболеваниями и за- болевшие впервые в остром периоде болезни обслуживаются на дому.

В течение недели у педиатра выделены:

    Прием больных детей, находящихся в периоде реконвалесценции (понедельник, среда, пятница ). Если на прием приходят дети с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися сыпью или диареей, то они направляются в фильтры-боксы. Медицинская сестра вызывает участкового врача-педиатра либо врача-инфекциониста. В боксе врач осматривает ребенка, решает вопрос о госпитализации или назначает лечение на дому.

    Прием детей, не имеющих острых заболеваний, осуществляется во вторник и четверг . Прием здоровых детей раннего возраста и детей до 6 лет педиатр проводит по вторникам, в День здорового ребенка .

Больные дети, находящиеся на диспансерном учете, посещают педиатра по приглашению медсестры по четвергам.

Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как активный реабилитационный процесс после выписки из стационара. Детская поликлиника обеспечивает медико-санитарную помощь детям в учреждениях образования на территории обслуживания.

В каждой детской поликлинике организована работа врачей-специалистов: отоларинголога, окулиста, невролога, хирурга, стоматолога, кардиоревматолога. Должности других специалистов (пульмонолог, аллерголог, гематолог, уролог, нефролог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гинеколог) вводятся в штат консультативной детской поликлиники города (области) либо в штат консультативных кабинетов детских больниц. Определенные профили специализированной помощи оказываются в диспансерах (психоневрологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологическом, дерматовенерологическом, эндокринологическом и др.).

Показатели:

1. Характеристика детского населения в районе деятельности поликлиники :

а) возрастной состав детей на конец года:

б) среднее число детей на одном участке:

в) среднее число детей первого года жизни на участке:

Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.

Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.

Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.

Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.

В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений.

В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.

1. Педиатрическое отделение

Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу.

На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности медицинской сестры.

Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр.

Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

Задачи участкового врача-педиатра:

1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;

2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;

3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;

5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;

6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;

7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;

8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;

9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;

10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;

11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.

В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.

Более узкие специалисты, такие как ортопед, уролог, нефролог, эндокринолог, врач функциональной диагностики, вводятся в штат одной из детских поликлиник района и обслуживают всех детей административной территории.

Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.

Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологопедическом, – в штатах которых предусмотрены должности детских врачей.

Также в состав детской поликлиники обязательно должно входить отделение медицинской реабилитации, содержащее кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа. Основной контингент больных отделения реабилитации составляют дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с лор-патологией. В данное отделение больные направляются заведующими структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Прием и отбор больных осуществляются врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники. В отделение принимаются больные после купирования острого периода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуальной программой реабилитации.

Задачи отделения медицинской реабилитации:

1) своеобразное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;

2) выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных;

3) использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;

4) проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья.

Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах

Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.

2. Структура детской городской поликлиники

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

В поликлинике в удобных для обозрения местах (холлах, коридорах) необходимо вывешивать красочно оформленные плакаты, стенды, информирующие о развитии и принципах воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и по другой тематике.

На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.

Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.

В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом. Число дежурных врачей зависит от количества детей в районе поликлиники и нагрузки в эти дни, в субботние дни организуются приемы врачей-специалистов, по возможности работают процедурный, прививочный, физиотерапевтический и другие кабинеты. Для ликвидации очередей в регистратуре и для удобства населения в день приема в поликлинике существуют предварительная запись к врачам на все дни недели по телефону, заблаговременная выдача талонов с указанием даты и часа явки, а также предварительная самозаписъ на прием.

В последнем случае на каждого врача заводят папку с листами самозаписи на определенный день. В каждой строчке листа проставлены часы и минуты приема. При самозаписи родители выбирают наиболее удобное для них время и вписывают паспортные сведения ребенка.

Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке самозаписи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.

Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.

Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.

В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, оформления выписок из историй развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.

В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра.

Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Для кабинета целесообразно иметь кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей; простейший манеж; коляску детскую; пеленальный стол; весы медицинские; ростомер; столик детский; стульчик детский; стеклянный шкафчик для предметов ухода за ребенком (в котором по полкам раскладываются термометры медицинские и для измерения температуры воды и воздуха, груша резиновая, банки для ваты и пипеток, газоотводная трубка, масло вазелиновое, калия перманганат, спиртовой раствор бриллиантового зеленого, борная кислота в порошке, детский крем, пузырек емкостью 30-100 мл для воды, соски для кормления и питья; детское мыло), шкафчик для детского белья со сложенными распашонками, пеленками байковыми (100 X 120 см), хлопчатобумажными (такого же размера), подгузниками, косынкой, чепчиком, ползунками; шкафчик для игрушек, шкафчик для образцов продуктов детского питания; ванночку детскую.

Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.

В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья. Участковая медицинская сестра приглашает на одно время (с небольшим интервалом) 3–4 детей.

Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.

После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.

В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.

Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20–22 °C). Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.

В настоящее время среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей первостепенной задачей для врача-педиатра является проведение профилактических бесед о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.

Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:

1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;

2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;

3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;

4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения.

В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.

Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.

Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учрежде­ ние, являющееся структурным подразделением детской больни­цы или самостоятельным медицинским учреждением, которое обеспечивает в районе деятельности внебольничную помощь де­тям.

Принципы и порядок работы детской поликлиники во мно­гом схожи с таковыми в поликлинике для взрослых, однако име-я характерные только для данного учреждения особенности. Основные принципы работы детской поликлиники:

1. Принцип участковости (800 детей на одном территори­альном участке).

2. Преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-филактическую помощь детям.

3. Этапность в лечении

4. Непрерывность активного динамического наблюдения за здоровьем ребенка, начиная с антенатального периода.

Детская поликлиника может входить в состав ТМО, работая в контакте с другими лечебно-профилактическими учреждениями

или района. Основные задачи детской поликлиники: - организация и проведение комплекса профилактических оприятий среди детского населения, которая включает: обес­печение динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми; проведение профилактических осмотров и диспансериза­ции детей; проведение профилактических прививок; организацию сбора грудного молока и обеспечение бесперебойной работы входящих в ее состав молочных кухонь и молочно-раздаточных пунктов; проведение лекций, бесед, занятий в школе матерей и т.п.

Лечебно-консультативная помощь^детям на дому и в поли­клинике, в т.ч. квалифицированная специализированная меди­цинская помощь;

Направление детей на лечение в стационары, больницы на восстановительное лечение в санатории, отбор их в специализи­рованные детские ясли-сады, лесные школы и др.

Лечебно-профилактическая работа в детских дошкольных учреждения и школах.

Противоэпидемиологические мероприятия.

Правовая защита детей.

В детской городской поликлинике целесообразно организо­вать методический совет по воспитанию здорового ребенка, а также совет медицинских сестер, которые работают в соответст­вии с действующими положениям ч.

Структура детской поликлиники:

Фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

Кабинеты врачей-педиатров и врачей узких специально­стей;

Кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет

здорового ребенка);

Отделение восстановительного лечения;

Лечебно-диагностические кабинеты;

Регистратура, гардероб, другие вспомогательные помеще­ния, холлы для ожидания;

Административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).

В современных условиях в городах строятся преимущест­венно крупные детские поликлиники на 600-800 посещений в смену. Они имеют все условия для правильной организации ле­чебно-профилактической работы: необходимый набор помеще­ний для специализированных кабинетов, залы лечебной физкуль­туры, бассейны для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, перелвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений.

В соответствии с действующим нормативом в детской поли­клинике работают:

1. Врачебный персонал (на 10.000 детей):

Врач-педиатр (участковый) ■ 12,5 должности;

Врачи узких специальностей - 4,64 должности.

2. Врачи детских учреждений:

Детские ясли - врач-педиатр - на 180-200 детей;

Детский сад - врач-педиатр - на 600 детей;

Школа - врач-педиатр - на 2000 учащихся.

3. Заведующий педиатрическим отделением:

При наличии в штате отделения 6,5 должности врачей - 0,5 ставки;

При наличии более 9 указанных должностей -1,0 ставка.

4. Средний медицинский персонал:

Участковые медсестры - 1,5 ставки на каждую должность врача-педиатра;

Медсестры по профилактической работе со здоровыми детьми;

В поликлинике, обслуживающей до 10.000 детей, - 1,0 должность, более 10.000 детей - 2 должности.

Во главе самостоятельной детской поликлиники стоит глав­ный врач, во главе поликлинического отделения объединенной больницы - заведующий отделением.

На должность главного врача детской городской поликли­ники назначают врача, имеющего опыт лечебной и организаци-

1ой работы. Главный врач осуществляет непосредственное руководство деятельностью поликлиники и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи детям, а также административно-хозяйственную и финансовую деятельность ^поликлиники. Он разрабатывает план работы поликлиники по указанию лечебно-профилактической помощи детям в районе вятельности и обеспечивает его выполнение. J Главный врач проводит подбор и укомплектование поли­клиники медицинским персоналом и административно-хозяйст­венными кадрами и несет ответственность за их работу, осущест­вляет расстановку кадров в поликлинике, организует повышение квалификации врачей и другого персонала поликлиники, осуще­ствляет мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы поликлиники.

Права и обязанности главного врача детской городской по-шклиники регламентированы положением о главном враче дет­ской городской поликлиники.

Ответственность за качество лечебно-профилактической по­мощи в детской городской поликлинике, культуру работы персо­нала несет также заведующий педиатрическим отделением.

На должность заведующего педиатрическим отделением на­значают врача-педиатра, имеющего опыт лечебной и организаци­онной работы в поликлинике. Он непосредственно подчиняется главному врачу учреждения.

Заведующий педиатрическим отделением осуществляет не­посредственное руководство и контроль за лечебно-профилак­тической работой врачей; консультирует больных с тяжелыми, сложными для диагностики формами заболеваний; контролирует обоснованность выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больными детьми; обеспечивает своевременную госпитализацию больных, которым необходимо стационарное лечение. Лечение детей, нуждающихся в госпитализации, но оставленных по ка­ким-либо причинам на дому, проводится под постоянным кон­тролем заведующего отделением. Заведующий отделением обес­печивает проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала.

Главной задачей участкового врача-педиатра является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на сниже­ние заболеваемости и смертности путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи.

Права и обязанности участкового педиатра регламентиро­ваны положением об участковом враче-педиатре детской город­ской поликлиники.

Участковый врач-педиатр работает под руководством заве­дующего отделением, по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детей.

Участковый врач-педиатр имеет права выдавать листки ц трудоспособности, давать распоряжения подчиненным ему сред ним и младшим медицинским работникам, вносить предложения о поощрении этих работников или наложении на них дисципли­нарных взысканий за отдельные упущения в работе или наруше­нии правил внутреннего распорядка.

В работе участкового педиатра выделяют несколько основ­ных разделов работы: профилактическая, противоэпидемическая, лечебная, работа по формированию здорового образа жизни, ра­бота с медицинской документацией.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Лечебная работа участкового педиатра включает:

Лечение на дому детей с острыми заболеваниями к отношение активных посещений к первичным вызовам составля­ет 2:1.

В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исклю­чительное значение своевременное начало лечения. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, должны иметь с собой набор необходимых медикаментов ив случае на­добности оказывать больному помощь на дому сразу же после установления диагноза, даже если ребенок сразу направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечивать ребен­ка медикаментами на один прием.

Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует вы­полнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, пи­танию, режиму и уходу за больным ребенком.

По заявке лечащего врача детская городская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходи­мых лабораторных, функциональных исследований и консульта­ций врачей узких специальностей.

Заведующая отделением детской городской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, в необходимых случаях оказывает консультативную пс мощь.

Участковый врач в случае необходимости организует питализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выписки ребенка из стационара, уделяет особое внимание нуждающимся в долечивании - систематическом наблюдении в домашней обстановке. При направлении ребенка в стационар ле­чащий врач подробно указывает диагноз заболевания, тяжесть состояния, длительность и течение заболевания, проведенное ле­чение и обследования, индивидуальные особенности ребенка, пе­ренесенные инфекционные заболевания, сведения об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, каран­тин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необходимых лечебных и диагно­стических мероприятий, лабораторных обследований в соответ­ствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской

сестры или ее регулярное посещение несколько раз в день. Но­чью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает ребенка ежедневно до полного выздоровления. Ребенок должен быть осмотрен заве­дующим отделением.

Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности в связи с за­болеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями. Непосредственным помощником участкового врача - педи-

а является участковая медицинская сестра. Обязанности участковой медицинской сестры: - профилактическая работа по развитию и воспитанию здо-Ьго ребенка; - оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача;

Проведение дородовых патронажей беременных женщин своего территориального участка, активное выявление наруше­ния самочувствия беременной и своевременное информация акушера-гинеколога женской консультации и участкового врача- v диатра;

Совместное (с участковым врачом-педиатром) посещение Новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного до­ма;

Обеспечение систематического наблюдения за здоровыми и больными детьми;

Контроль выполнения родителями лечебных назначений;

Проведение ежемесячного планирования профилактиче­ских прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения;

Работа по своевременной организации врачебных осмотров детей, состоящих на диспансерном учете;

Выполнение назначенных врачом лечебных процедур на дому;

Оказание помощи врачу при проведении медицинских ос­мотров детей;

Санитарно-просветительная работа по установленной фор­ме;

Повышение своей квалификации.

Наряду с участковой службой в детских поликлиниках орга­низована специализированная помощь, которая является со­ставной частью единой цепочки поликлиника - стационар - сана­торий.

С учетом распространенности заболеваний специализиро­ванная помощь может быть представлена:

В виде специализированных кабинетов поликлиники;

В виде районных и межрайонных специализированных диспансеров.

В крупных городах создаются специализированные центры, в состав которых входят: амбулаторное звено (консультативный поликлинический прием), специализированный стационар, спе­циализированный санаторий.

В зависимости от мощности поликлиники объем представ­ленной в ней специализированной помощи может быть различ­ным.

Исходя из распространенности отдельных видов патологии, обычно в поликлинике может быть организован прием враче следующих узких специальностей: ЛОР, хирург, окулист, невр< патолог. Врачи-урологи-нефрологи, ортопеды, эндокринолог врачи функциональной диагностики и др. представлены район ными (в крупных городах) и межрайонными специалистами.

Районные специалисты ведуг прием на базе одной из дет­ских поликлиник, межрайонные - в каждом из прикрепленных районов.

Специализированные кабинеты поликлиник должны быть оснащены современной аппаратурой для проведения диагности­ческих и лечебных мероприятий.

Основные задачи врачей узких специальностей:

Организация и проведение лечебной и профилактическо работы с детьми;

Прием детей с отклонениями в состоянии здоровья и пр филактические осмотры согласно утвержденному администраци ей графику;

Оказание консультативной и лечебной помощи на дому;

Диспансерное наблюдение детей с длительными заболева­ниями и обеспечение систематического наблюдения и лечения до снятия с учета по медицински!-! показаниям, изучение эффек­тивности диспансеризации и лечения;

Проведение санитарнс~пгюсветительной работы среди на-селения по профилактике заболеваний;

Повышение своей квалификации, участие в работе по по­вышению квалификации врачей и среднего медицинского персо­нала по своей специальности;

Внедрение в практику работы новейших методик я схем диагностики и лечения;

Заполнение медицинской документации;

Составление заявок на необходимую медицинскую аппара-

медикаменты, инструментарий и оборудование. Врач узкой специальности работает в тесном контакте с ши врачами детской поликлиники, участвует в оздоровле-_ летей в школах и дошкольных учреждениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Главной целью профилактической деятельности участково-

ед натра является проведение мероприятий, способствующих ильному физическому и нервно-психическому развитию де­тей, внедрение гигиенических навыков в повседневную жизнь семьи.

Основным методом в профилактической работе является диспансерный метод - метод активного динамического наблю­дения не только за больными, но и за здоровыми детьми.

Организация профилактических мероприятий, направлен­ных на охрану здоровья ребенка» фактически начинается до его рождения. Наблюдение за здоровьем беременной женщины осу­ществляете! совместно женской консультацией и детской поли­клиникой. С момента взятия беременной женщины на учет поли­клиника организует проведение патронажей беременной, совме­стно с женской консультацией проводит занятия школы молодых матерей.

По указанию и под руководством участкового врача-педиатра участковая медсестра детской поликлиники должна провести не менее двух дородовых патронажей. Цель проведения дородовых патронажей:

Выясняй состояние здоровья беременной, социальное положение и психологический климат в семье, условия жизни будущего ребенка.

Первый дородовый патронаж проводится посте поступления

сведений о беременной из женской консультации, второй обычно на 31-32 педелях беременнхти.

В случае отягощенного акушерского анамнеза, неблагопо­лучного протекания беременности, участковый педиатр проводит третий дородовый патронаж, непосредственно перед родами

Согласно существующему положению, врач-педиатр я ме­дицинская сестра детской поликлиники посещают новорожден­ного в первые 2 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронажное посещение рекомендуется сделать в первый день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и ежене­дельно - в течение первого месяца жизни.

Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14 лень, затем на 21 день жизни.

Близнецы, недоношенные детч, дета, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей " с патологией беременности и родов или перенесших инфекцион­ные заболевания во время беременности, дети, выписанные из отделений патологии новорожденных, дети из неблагополучных в социальном плане семей - относятся к группам риска и нахо­дятся под особым наблюдением участкового педиатра (по инди­видуальному плану).

При патронажном посещении на 4-й неделе жизни новорож­денного участковая медицинская сестра приглашает мать на пер­вый прием в поликлинику.

Участковый педиатр наблюдает здорового ребенка на пер­вом году жизни 1 раз в месяц, желательно в условиях поликлини­ки Во время приема врач осуществляет контроль за правильным физическим я нервно-психическим развитием ребенка, дает не­обходимые рекомендация матери по вскармливанию, организа ции режима дня, закаливанию,физическому воспитанию, профилактике рахита и по другим вопросам

Участковая медицинская сестра посещает на дому здорового ребенка первого года жизни не реже одного раза в месяц

Медицинское наблюдение за развитием детей ЭТОЙ Возрастной группы должно проводнться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и наиболее ответственных периодов в жизни детей первого года жизни.

Участковый врач-педиатр обеспечивает профилактическое

наблюдение за «неорганизованными» детьми и возрасте ОТ 3 до 7 лет. В этот период врач осматривает детей но реже I раза в год с заключительной диспансеризацией перед поступлением в школу. Антропометрию проводят у детей в возрасте 5 лет и 6-7 лет. Осо­бое внимание в этот период обращают на организацию режима, нервно-психическое и физическое развитие ребенка, готовность детей I школе.

Для осуществления профилактической роботы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники органи густея кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка).

В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или меди­цинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической ра­боте с детьми и санитарно-просветительной работы с населением.

Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений.

Медицинский персонал кабинета здорового ребенка работа­ет под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники.

Основные задач и кабинета здорового ребенка:

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Обучение родителей основным правилам воспитания здо­рового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закали­мте, уход и др.);

санитарное просвещение родителей по вопросам гигиени­ческого воспитания детей, профилактики заболеваний и отклоне­ний в развитии ребенка.

В этих целях медицинский персонал кабинета здорового ребёнка:

Оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении занятий школ молодых матерей, отцов;

Проводит индивидуальные и коллектнвные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;

Обучает родителей методик-е ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, про­ведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;

Проводит работу по профилактике рахита у детей, выдай витамин «Д», организует кварцевнние детей и др.;

Совместно с участковым педиатром и участковой медицин­ской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение;

Обучает участковых медицинских сестер вопросам профи­лактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, за­каливающих процедур и др.;

Сообщает участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошиб­ках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

Осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и вос­питанию здорового ребенка;

Комплектует материалы для оформления кабинета, саднитарно-просветительну ю литературу, таблицы, плакаты, пособия, памятки, выставки по основным вопросам профилактической ра­боты со здоровыми детьми;

Вед ет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами по вопросам развития и воспитания здорового ребёнка, профилактике заболеваний

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто