Нод старшей группе сюжетное рисование. Конспект нод по рисованию в старшей группе "рисуем дерево"

Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
  • закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
  • развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел;
  • учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями;
  • учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
1. Организационный этап.
Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наши сказки впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажет гостья: «Заходи».
Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы - вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ).
Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам».
- Молодцы!
- Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф.
2. Практическая часть.
Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно.
Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу.
3. Самостоятельная работа.
Дети рисуют.
4. Подведение итогов.
После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте - дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они.

Дата публикации: 19.02.16

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему

«Гжель – сказочная роспись».

Цели :

Проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

Продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;

Закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;

Воспитывать самостоятельность и творчество.

Программные задачи:

Обучающие:

Продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

Закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий;

Учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги );

Закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги) ;

Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;

Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, филимоновской, дымковской росписи;

Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, про­водя работу по «вживанию» в образ изделий народных масте­ров, усиливая их восприятие через народный фольклор;

Эмоциональную отзывчивость;

Умение оценивать работу сверстников.

Развивающие:

Развивать чувство цвета при составлении узора;

Развивать память, мышление, творческое воображение.

Развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

Расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)

Способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

Материалы:

аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

Предварительная работа.

Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.

Знакомство с декоративными приемами рисования.

Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

Рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход НОД:

Воспитатель:

Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла )
- Из чего бывает сделана посуда? (Дерево, стекло, металлическая )
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (нет )

Конечно, нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? (нет )
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? (нет )
- А стеклянная? (да )

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают .) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да )
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель )
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:

Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашими игрушками.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная )
- Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.

А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная )

Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?

Воспитатель:

Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).

Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? (игрушки, скульптуры )

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон, и предлагает вспомнить детям стихи.

Дети читают стихи:

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её название гжель.

А какие еще вы знаете народные росписи, как они называются? (дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)

Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой )

Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

- Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи игрушек.

Вам понравилось? (да )

Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Давайте мы немного поиграем. Презентация игры. Детям нужно выполнить задания по разным видам росписи:

- «Собери картинку».

- «Что лишнее?».

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый чайник и ответить на вопросы:

Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Что особенного в этой работе?

Чем отличается от других эта работа?

Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64»

Конспект НОД

по рисованию в старшей группе,

с использованием нетрадиционных техник

(Свеча и гуашь, Пластилинография,Рисование-оттиск ватной палочкой, катушкой, восковыми карандашами.)

Воспитатель: Воронкова И.В.

2018год.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Рисунки-подарки для наших друзей.» (Инновационные педтехнологии в ИЗОдеятельности.)

Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий.

Задачи: Обучающие: Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие: Развивать творчество, фантазию . Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные: Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

Предварительная работа: рисование разными способами, свечой, восковыми карандашами, пластилином, печатаньем с помощью различных предметов.

Методы и приемы: беседа, использование нетрадиционной техники рисования, музыкальное сопровождение.

Материалы: л ист плотной бумаги белого и разного цветов, свеча, трафарет - звёзды, деревьев, ёлочек, гуашь, кусочек поролона (на каждого ребёнка) кисточки, ватные палочки, катушки, пластилин, доска для лепки, салфетки, аудиозапись.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кого сегодня нет и почему?

Ответы детей: Андрюши, Венеры, Маши, они болеют.

Воспитатель: Когда вы болеете, какое у вас настроение и как вы себя чувствуете?

Ответы детей: Плохо и скучно.

Воспитатель: А как мы можем помочь нашим друзьям?

Ответы детей: Нарисовать для них весёлые и красивые картинки и передать им.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы нарисуем необычные картинки, разные с помощью необычных предметов, а каких?

Ответы детей: Можно нарисовать свечкой, восковыми карандашами , печатать, пластилином.

Воспитатель: да этим можно рисовать , а давайте вспомним как можно этим рисовать? Ответы детей. А теперь я предлагаю придумать вам картинки и чем вы будете рисовать, присесть за столы и начинать работать.

Практическая часть

Звучит тихая музыка. Дети рассаживаются и выполняют работу. Прохожу между столами и спрашиваю для кого он выполняет работу. (Во время работы детей, оказывается помощь).

Заключительная часть

По завершении работ, рисунки развешиваются на специально приготовленный стенд (доску).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо! Мы обязательно передадим нашим друзьям работы и пожелаем им скорее выздороветь и прийти к нам.

Доклад Воспитателя: Воронковой И.В.

от 10.01.2018г.

ТЕМА:« Одна из форм работы с детьми с ОВЗ.»

Тема работы: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата посредством декоративного рисования.»

Я, Воронкова И.В. работаю в детском саду г. Таганрога №64 для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости адаптации ребенка с недостаточным развитием мелкой моторики рук к будущей жизни, в том числе и для подготовки руки к письму.

Овладение разнообразными движениями рук способами действия различными инструментами имеет важное значение для психического развития. Развитие моторики начинается очень рано и постепенно усложняется с включением всё более сложных орудивных действий и среди них рисование имеет огромное значение для развития мышления и разнообразных способностей. (образно сказ. Сухомлинский « Способности у детей на кончиках пальцев.») Декоративное рисование может помочь развитию мелкой моторики и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка. Так технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать, различные элементы росписи: Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что будет необходимо ребенку в дальнейшем при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв К тому же, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.. При рисовании - возникновение изображения доставляет детям удовольствие. А также ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Народная игрушка и предметы быта украшенные народными мастерами, ярки и красочны вызывают познавательный интерес и эмоциональный отклик у детей. Роспись игрушек и предметов быта способствует развитию пространственной ориентировки и развитию мелкой моторики.Обыгрывание игрушек даёт возможность общаться, взаимодействовать друг с другом развивать речь, мышление фантазию.Воспитывает и патриотические чувства узнавая историю игрушки и народным мастеров. разнообразие и богатство культуры народа, традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

Значимость формирования здорового образа жизни у детей и сохранности здоровья, осуществление необходимой коррек- ции недостатков в их развитии подчеркивается во всех государственных стратегических документах: новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и других.

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями путем ознакомления с предметами народного декоративно - прикладного искусства и декоративного рисования.

Для реализации этой цели я определила следующие

задачи:

1. Определить уровень знаний детей о народном декоративно - прикладном искусстве и технические навыки детей в декоративном рисовании.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

3. Познакомить детей с предметами декоративно - прикладного искусства.

4. Развивать мелкую моторику рук формируя навыки технического исполнения разных видов росписи.

5. Формировать любовь к народному декоративно - прикладному искусству вызывать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир детей.

Работа велась в несколько этапов .

На 1 этапе я адаптировала и провела предварительную педагогическую диагностику освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова. Диагностика позволила выявить: детям нравятся предметы дек.прик.ис-ва но не всегда их различают,познавательный интерес выражен слабо, изготовление предметов и технические навыки находятся на низком уровне., затруднено из-за слабо развитой мелкой моторики.

На 2 -м этапе

Модернизировали развивающую среду для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

Мы организовали постоянно сменяющуюся предметно - пространственную среду:

  • Организовывали выставки; детских рисунков и работ;
  • иллюстрации и алгоритмы рисования каждого вида росписи;
  • Приобрели и изготовили дидактические игры:

«Обведи элемент»«Узнай вид росписи по элементу»

«Какой элемент лишний» «Выбери цвета, присущие этому виду росписи» «О чем говорится»«Найди пару» «Собери целое»«Декоративное домино»«На что похоже» «Поможем художнику» «Придумай сказку, рассказ о народной игрушке»

  • Изготовили шаблоны народных игрушек и предметов. Постоянно изготавливали и меняли пособия с загадками, кроссвордами, ребусами.
  • Обновили материал для игр - инсценировок и игр - драматизаций для импровизации на основе литературного текста.
  • В уголке ИЗО «Кисточка и карандаш» создали «мастерскую», где дети совместно с педагогом изготавливали игрушки и предметы декоративно - прикладного искусства.

На 3 -м этапе

Была организована непосредственная работа с детьми по:

1. Развитию интереса к народной игрушке

Задачи работы с детьми:

Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, их цвет.

геометрических, растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист).

Мы планировали и проводили веселые ярмарки 2.Обучению декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомству с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

Задачи работы с детьми.

Учить украшать изображения предметов, элементов узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя их. Технические задачи ставились с учетом психофизических возможностей детей и направлялись на обязательное освоение и создание ситуации успеха.

3.Формированию детского декоративного творчества.

Задачи работы с детьми:

Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив только назначение предмета (задачи дети решают по-своему).

Был адаптирован перспективный план по ознакомлению с разными видами народно - декоративно - прикладного искусства на все возрастные группы, опираясь на задачи программы «Детство», используя методическое пособие Т.Г. Казаковой «Развивайте у дошкольников творчество» и В.В.Гавриловой, Л.А. Артемьевой «Декоративное рисование с детьми», учитывая физические возможности детей. В план включили предварительную работу с детьми, технические минутки, разнообразные игры, упражнения для овладения детьми различными элементами росписи, художественные произведения.

Разработан алгоритм ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством:

v Знакомство детей с видом росписи (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание предметов).

v Дидактические игры Технические минутки

v Специально - организованное обучение в форме занятий.

v Закрепление рисования в совместной деятельности посредством алгоритмов.

v Работа с родителями (консультации, совместное посещение выставок)

В связи со слабо развитой мелкой моторикой рук определена последовательность обучения техническим навыкам от простого к сложному:

  • Нарисуй элемент в воздухе Обведи элемент Обведи и раскрась
  • Рисование пальчиком Рисование тычком Рисование кисточкой

Пальчиковая гимнастика.

Особенностью нашей работы было увеличение времени освоения каждого этапа, технического приема - исходя из возможностей детей и для создания ситуации успеха каждому ребенку.

Развлечения, объединяющие разные виды искусства - музыку, живопись, литературу, с последующей «продажей» предметов, изготовленных руками детей. «Народные игрушки», «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель».

Интеллектуально - речевые игры: викторины, конкурсы по форме организации как телеигры «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Самый умный». Сотрудничали с музеем градостроительства и быта - посещали тематические выставки по ознакомлению с предметами декоративно - прикладного искусства. Проводили родительские собрания, консультации, совместные досуги с родителями.

Вопросы рассматриваемой нами проблемы постоянно находятся в процессе изучения и адаптации в дошкольном образовательном учреждении. Проводились:

v - консультация « Народное декоративно - прикладное искусство как возможность патриотического воспитания детей»;

v семинар «Особенности ознакомления с декоративно - прикладным искусством в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте»;

v семинар «Нетрадиционные изобразительные техники в декоративном рисовании для развития мелкой моторики рук»;

v педсовет « Развитие творческого потенциала детей средствами декоративного рисования»;

v мастер - класс «Декоративное рисование как средство развития мелкой моторики рук».

А также данная тема поднималась на курсах ИПК и ПРО.

Результат:

По итогам работы я провела итоговую педагогическую диагностику

освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова.

Проанализировав ее результаты, отметила положительную динамику, которая проявилась в следующем:

У детей проявился устойчивый интерес к предметам декоративно - прикладного искусства;

Уверенные знания о декоративно - прикладном искусстве;

Улучшилась мелкая моторика рук, рука стала более «твердой», проявилось качество работы с кистью - 15% с высоким, 50 % со средним, 35 % детей с низким уровнем технических навыков;

Обогатился словарный запас детей;

Почти у всех детей возникло стремление к преодолению трудностей;

Дети научились использовать изобразительный опыт в творческой деятельности, при создании собственных рисунков и поделок.

Нами систематизирован методический материал и создан перспективно - тематический план на все возрастные группы; модернизирована постоянно меняющаяся предметно - пространственная среда; разработаны материалы для консультаций родителей по приобщению детей к народному декоративно - прикладному искусству.

Опыт моей работы используется педагогами нашего ДОУ.

Перспективы работы: В старших группах предполагаю продолжить начатую работу и уделить внимание ручному труду по изготовлению предметов народного декоративно - прикладного искусства для формирования у детей чувства принадлежности к своему народу, его культуре, развития моторики рук.

Консультация для родителей на тему: «Роль искусства в развитии ребенка»

Подготовила воспитатель Воронкова И.В.

2018 год
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство - это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества - рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений - первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе.

Тема: Детские фантазии

Задачи:

1. Образовательная: Продолжать учить обводить объёмные предметы, дорисовывать недостающие детали для получения нового образа, располагать изображения на всём листе в соответствии с содержанием.

2. Развивающая: развивать моторику руки, воображение, творчество.

3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца, умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Материал: простой карандаш, бумага, ножницы, акварельные краски, кисточки, игра-ассоциация «На что похоже?», картинки с грушей, вишней, коброй, человеком.

Предварительная работа: обведение карандашом различных предметов, затем превращение его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивания.

Ход занятия: Ребята сегодня мы с вами не просто будем рисовать, а фантазировать. А чтобы это у нас хорошо получалось, мы с вами поиграем в игру- ассоциацию «На что похоже?». Я буду показывать вам предметы неопределённой формы, а вы будете говорить, на что они похожи (воспитатель показывает карточку, дети отвечают). Вот мы с вами немного размялись и пофантазировали. А теперь отгадайте мою загадку:

Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(Ножницы)

А на что похожи ножницы? (На грушу, вишню на веточке, на кобру) (Дети называют, а воспитатель ставит на доске соответствующие картинки) А можно ли из ножниц сделать человечка? (дорисовать голову, руки и ноги.) молодцы!

Сегодня мы с вами будем рисовать в технике « знакомая форма - новый образ». Знакомая форма – это ножницы. Новый образ - это превращение ножниц во что- то другое путём дорисовывания. Вы назвали много вариантов. А теперь попробуем нарисовать один из них, например человечка. Для начала нам нужно обвести ножницы простым карандашом, затем дорисовать голову, руки, ноги (вызывает ребёнка для показа) и у нас с вами получился весёлый человечек. Вам нужно будет его раскрасить и нарисовать, где он находится.

Физ. минутка: « Разминка».

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Повторим ещё разок! (Завтра выполним ещё разок!)

Пальчиковая игра «Кулак-ладонь-ребро»

Покажите ребенку положение, которое должны занимать руки по команде:

«кулак» - пальцы сжаты в кулак;

«ладонь» ;- показать ладонь;

«ребро» - ладонь повёрнута ребром вверх.

Воспитатель подает команды в прямом порядке («Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро...») или команды вразнобой (например: «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь...»). Дети должны показывать то положение рук, которое сказано в команде. Играть можно одной рукой или двумя.

Вот мы с вами отдохнули, а теперь вы придумаете ножницам новый образ и нарисуете. Располагайте свой рисунок на всём листе. Не забудьте дорисовать необходимы детали, предметы, фон, небо, землю. Потом мы с вами посмотрим у кого, что получилось.

Итог занятия : В какой технике мы сегодня рисовали? (« знакомая форма - новый образ» ) Давайте посмотрим какие новые образы у вас получились. (воспитатель показывает работы, а дети называют, что получилось.) Молодцы!


Любой конспект НОД по рисованию в старшей группе составляется в строгом соответствии с требованиями, которые указываются в новых образовательных стандартах, разработанных для системы дошкольного государственного образования.

Обязательные элементы

Что должен учитывать педагог на этапе подготовки к занятиям? В любой конспект НОД по рисованию в старшей группе по ФГОС включают не только цель, но и задачи деятельности. Педагог выделяет воспитательную, развивающую, а также образовательную задачу, которые будут реализовываться на конкретном занятии.

Важные аспекты

В конспект НОД по рисованию в старшей группе по ФГОС воспитатель включает те навыки и умения, которыми должны овладеть ребята концу занятия. К примеру, среди них выделяется рисование разных геометрических фигур.

Особое внимание в предварительной подготовке мероприятия педагог уделяет созданию оптимальных условий для саморазвития и творческого роста каждого ребенка.

В конспект НОД по рисованию в старшей группе включаются те методы и приемы, которые педагог будет использовать в работе.

Необычное занятие

В дошкольном возрасте дети с удовольствием участвуют в сюжетно-ролевых играх. Педагог может использовать это в своей работе. К примеру, в конспект НОД по рисованию в старшей группе по теме «Путешествие в сказку», можно включить игровые ситуации. Предлагаем готовый вариант занятия по декоративному творчеству, основанный на прикладном искусстве - хохломе.

Цель этой НОД по рисованию в старшей группе - знакомство дошкольников с различными видами декоративно-прикладного искусства, формирование бережного отношения к народным традициям.

Задачи занятия:

  • расширение и углубление знаний детей о народном промысле - «золотая хохлома»;
  • пояснение бытового назначения расписанных предметов;
  • развитие восприятия элементов узора: ягод, цветов, травки;
  • воспитание эстетического отношения к предметам русского быта;
  • формирование коммуникативных навыков путем вовлечения в театральную деятельность.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе составляется в соответствии с ФГОС ДОО.

На этапе предварительной работы происходит знакомство ребят с традиционным прикладным творчеством, рассматриваются особенности цветового колорита хохломской росписи. Малыши читают сказку «Три медведя», затем пытаются ее инсценировать, вживаясь в русские народные образы.

Также в конспект НОД по рисованию в старшей группе включается оборудование и материалы, необходимые для проведения занятия:

  • образцы хохломской росписи;
  • заготовка-шаблона ложки из белого картона;
  • кисти, гуаши;
  • ватные палочки;
  • бумажные салфетки;
  • стаканы.

До начала занятия воспитатель оформляет выставку. На стол, накрытый красивой белой скатертью с вышивкой, он выкладывает деревянную посуду, расписанную хохломской росписью.

Чтобы ребята погрузились в атмосферу русского декоративно-прикладного творчества, также на стол ставится и самовар.

Ход занятия

Под русскую народную музыку малыши заходят в группу. Их встречает воспитатель в национальном русском костюме.

Воспитатель предлагает малышам пофантазировать, представить себя героями сказки «Три медведя». Мысленно дошкольники попадают в первую горницу и видят в ней накрытый стол.

Вместе с воспитателем ребята изучают не только роспись на ложках, мисках, кружках, но и узнают предназначение каждого предмета, находящегося перед ними на столе.

Педагог предлагает детям несколько вопросов, чтобы направить занятие в нужное русло:

  • Что такое «золотая» роспись?
  • Какие предметы расписывали мастера?
  • Из чего на Руси делали посуду?

Чтобы переключить внимание малышей, педагог снова обращается к сказке «Три медведя». Он читает ее фрагмент, а малыши показывают движениями и звуками повадки медведей. Включение в занятие театрализованных элементов способствует развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Далее воспитатель предлагает малышам «вернуться из сказки» в реальность. Дети превращаются в настоящих русских мастеров, которые расписывали посуду в стиле «золотая хохлома». Воспитатель раздает им заготовки ложек, образцы росписи, шаблоны, салфетки, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой. Прежде чем дети полностью погрузятся в мир творчества и фантазии, вместе с педагогом они повторяют основные элементы росписи, ее цветовую гамму.

Дети расписывают заготовки ложек, а в конце занятия выкладывают готовые работы на накрытый стол, дополняя при этом его сервировку.

Воспитатель приглашает в группу трех «медведей» и Машу, которые усаживаются за стол и с удовольствием орудуют новыми ложками. Сыграть роли медведей могут воспитатели из других групп, родители малышей.

Такое необычное завершение занятия - отличный способ мотивации детей на обучение и самостоятельное развитие.

Рисование на зимнюю тему

А если тема «Зима»? Конспект НОД по рисованию в старшей группе что должен включать? Целью такого занятия станет знакомство дошкольников со сложными геометрическими формами, а также формирование представления об этом времени года.

Задачи занятия:

  • формирование познавательного интереса к творческой деятельности;
  • развитие коммуникативной культуры;
  • воспитание бережного отношения к живой природе.

Педагог включает в конспект стихи о снежинках, ведь именно их ребята будут рисовать на занятии.

Предварительно воспитатель готовит шаблоны снежинок разной формы, карандаши, листы белой бумаги, краски, ножницы. Это обязательно указывается в конспекте занятия.

Для развития у детей дошкольного возраста представлений о материальной картине мира, воспитатель включает в занятие небольшую информацию об агрегатных состояниях воды, причинах появления снежинок.

Следующий этап - основная часть занятия. В конспекте педагог отмечает основные универсальные навыки, которые должны быть сформированы у дошкольников: работа с шаблонами, использование нескольких красок, владение кисточкой.

Заключение

При составлении конспектов занятий по рисованию воспитатель учитывает требования ФГОС, возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников. Конспекты занятий особенно актуальны для молодых педагогов, они помогают им создавать единую систему воспитательной и развивающей работы с дошкольниками.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто