Конспект интегрированного занятия в средней группе по математике на тему: «Путешествие к лесной фее. Путешествие в город считалово: конспект нод по фэмп в средней группе Геометрическая фигура цилиндр в средней группе
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)
Показать независимость счёта от формы расположения предметов в пространстве
Продолжить знакомить детей с цилиндром на основе сравнения его с кубом и шаром. Совершенствовать представления о значении слов «далеко», «близко»
Развивать внимание, речь.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Словарная работа: куб, шар, цилиндр
Оборудование: набор геометрических тел разной формы и цвета, конструктор, счетный материал (цветы, ёлочки, изображения плотника, изображения скамеек, шнуры.
Время проведения: 29.03.2016.
Конспект составила: Муравьева Н.А.
Ход занятия
1. Подготовительная часть
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (Плотник)
Показ слайдов с изображением плотника.
Воспитатель кратко рассказывает о профессии плотника и столяра.
Плотник и столяр – одни из самых древних профессий. Первое, что сделал столяр, - самая необходимая мебель: стол, стул, кровать. Поэтому и корнем слова СТОЛЯР является СТОЛ. Плотник и столяр являются родственными профессиями. Плотники и столяры еще в 11 веке были очень уважаемыми людьми на Руси. Их называли рубленниками и топорниками. Ведь при помощи топора плотник мог сделать все, что понадобится. Недаром появилась пословица: плотник топором обувается, обедает и подпоясывается.
Воспитатель: Для того чтобы сделать мебель, плотник должен хорошо уметь считать и знать геометрические тела. (Картинка плотника)
2. Основная часть.
Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку:
1.Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).
2.Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар).
3.Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать. (Цилиндр).
Воспитатель:
Найдите эти геометрические тела у меня на столе (на столе разложены шары, цилиндры, кубы разные по цвету, размеру, форме.)
Дети : отвечают.
Воспитатель: Посмотрите сколько много у меня геометрических тел, попробуйте разложить их по кучкам – цилиндры, шары, кубы.
Дети : раскладывают геометрические тела.
Воспитатель: Попробуем найти похожие и отличительные признаки куба, цилиндра, шара.
Дети : цилиндр и шар могут катиться, цилиндр и куб можно поставить на ровную поверхность.
Воспитатель: Посчитайте все цилиндры, шары и кубы.
Игра «Строим игровую площадку»
Воспитатель: А сейчас, мы разделимся на 2 команды и попробуем побыть в роли плотника и построим игровую площадку из конструктора.
Дети : строят игровую площадку из конструктора, состоящего из кубиков, цилиндров, шаров.
Воспитатель: Расскажите о своей игровой площадке. Какие геометрические тала вы использовали больше всего? Какие геометрические тела вы использовали меньше всего. Молодцы!
Воспитатель: Задание первой команде - посадит вдоль игровой площадки ёлочки по прямой. Второй команде - посадить клумбу с цветами по кругу. (Детям дают раздаточный материал для выполнения задания)
Дети : выполняют задание
Воспитатель: Хорошо. Посчитайте сколько ёлочек посадила 1 команда, и сколько цветочков посадила вторая команда?
Дети : поровну.
Воспитатель: Задание первой команде – расположите вот эти 2 скамеечки близко друг к другу. Задание второй команде - расположите 2 скамеечки на своей площадке далеко друг от друга.
Воспитатель: а теперь, немного поиграем. Игра со шнурами на совершенствование понятий «Близко», «Далеко».
Дети выполняют прыжки, через близко расположенные шнуры и далеко расположенные шнуры, рассуждая во время игры как им приходиться прыгать если шнуры расположены близко и далеко.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо помогли нашему плотнику и он говорит вам спасибо.
3. Заключительная часть
Попробуйте дома рассказать мамам о профессии плотника и столяра. Рассмотрите свои игрушки и подумайте из каких геометрических тел состоят ваши игрушки.
Голдобина Юлия Вячеславовна
Воспитатель, МБОУ СОШ №4 дошкольное отделение, г. Ангарск Иркутская обл.
Голдобина Ю.В. Путешествие в город Считалово: конспект НОД по ФЭМП в средней группе // Совушка. 2018. N1(11)..09.2019).
Заказ № 80755
Цель: Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.
- учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- учить видеть геометрические фигуры в предметах;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление);
- развивать мелкую моторику, зрительную координацию;
- воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
- отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.
Демонстрационный материал: картинки доктора Айболита, коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, магнитная доска, лист формата А3, карточки с изображением предметов: часы, холодильник, шарик, телевизор, морковь.
Раздаточный материал: числовые карточки (1-5), набор геометрических фигур, лист бумаги А4.
Методические приёмы: дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну математики, город «Считалово».
Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).
Для того чтобы отправиться в путешествие нужно проговорить нашу математическую считалочку. Приготовьте, пожалуйста, свои руки и считайте вместе со мной:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики:
Начинаем счет опять:
II. Актуализация знаний
Вот мы с вами и прибыли в город «Считалово».
Посмотрите, а кто это под деревом сидит? (выставляю картинку с доктором Айболитом)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(на доску выставляются по порядку карточки)
Перечислите всех, кто пришел к доктору Айболиту. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица.) Сколько их всего? (Пять.) Давайте посчитаем!
Лера, сколько всего пришло больных к доктору Айболиту? Скажи полным ответом. (К доктору Айболиту пришло 5 больных)
Если мы хотим узнать, на каком по счету месте все, кто пришел к Айболиту то мы должны считать по другому. Первой к Айболиту пришла корова, второй - волчица, третий - жучок, четвертый - паучок, пятой - медведица.
Давайте вместе повторим, какими по счету пришла больные.
Какой по счету пришла к доктору корова? (Первой.) Волчица? (Второй.) Жучок? (Третьим.) Червячок? (Четвертым.) Медведица? (Пятой.)
А теперь, мы поиграем в игру «Кто внимательный». Напоминаю, что мы не выкрикиваем, а поднимаем руку.
Кто пришел к доктору Айболиту третьим? (Жучок.) Пятой? (Медведица.) Второй? (Волчица.)
Молодцы! Как мы уже знаем, жители города очень любят считать. И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежит набор карточек с цифрами от 1-5. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число, соответствующее количеству зайчиков. А у доски будет вам показывать карточки Ульяна.
Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.
К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.
Ещё один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.
Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.
ІІІ. Физкультминутка
Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку - физкультурную минутку
Дети становятся возле стульчиков. Выполнение движений с речевым сопровождением:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули! (потянуться)
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения согласно текста)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться)
А ещё, жители города «Считалово», любят играть с геометрическими фигурами. С какими? Вы узнаете, если отгадаете, на какую фигуру похож предмет (д/и «На что похоже» воспитатель показывает карточки с изображением часов, шарика, морковки, телевизора и холодильника, а дети отгадывают, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы).
Прежде, чем приступить к работе, нашим глазам, нужно сделать зарядку, чтобы не ошибиться (гимнастика для глаз: «Часики» «Жмурки»)
А теперь, подвигайте к себе лист бумаги и будем играть в игру «Положи, куда скажу, помогать мне будет Тимофей (ребенок выполняет задание у доски).
В середине нужно поставить кружок, в правом верхнем углу - квадрат; в левом нижнем углу - овал; в правом нижнем углу - треугольник; в левом верхнем углу - прямоугольник. (После выполнения задания воспитатель попросит рассказать детей, как расположены геометрические фигуры на листе).
Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово. Игра «Скажи наоборот»
Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий.
VI. Итог непосредственно-образовательной деятельности
Молодцы! Путешествие окончено!
Ребята, где мы с вами побывали?
Скажите, чем вы занимались?
Вы сегодня хорошо потрудились.
Нияра Эмирова
Конспект занятия по математическому развитию в средней группе
Тема:«Геометрическая фигура - цилиндр. Сравнение предметов по ширине"
Программное содержание : познакомить детей с фигурой цилиндр; учить сравнивать предметы по ширине; упражнять в прямом и обратном счёте в пределах пяти, сравниванию предметов по длине; развивать ориентировку в пространстве (слева-справа, внимание; воспитывать интерес к изучению геометрических фигур.
Демонстрационный материал: фигура цилиндра (оформлена как герой, с глазками, ротиком, ручками, ножками); два небольших цилиндра разной высоты, на которых накручена цветная бумага, для дальнейшего проделывания дорожки; валик; различные предметы цилиндрической формы для сравнения; объёмные фигуры (шар, куб, конус).
Раздаточный материал: полоски разного цвета, разные по ширине и длине (по две на каждого ребёнка); цифры от 1 до 5 на разноцветных кругах (на каждого ребёнка, медальки 3 видов (высокий, средний, низкий) используя смайлики.
Ход занятия: Воспитатель: Наши умные головки
Будут думать много, ловко,
Ушки будут слушать,
Ротик чётко говорить,
Ручки будут хлопать
Ножки будут топать,
Спинки выпрямляются
Друг другу улыбаемся!
Ребята, назовите фигуры, которые я вам буду показывать [показывает куб, шар, конус и спрашивает]
Читает стихотворение: Цыплёнок и страус затеяли спор
Кто ровно и быстро и красит забор
Цыплёнок взял валик. И вот уже скоро
Готова его половина забора.
Цыплёнок герой! – птицы все закричали
Фигуру как валик цилиндром назвали!
Валик похож на … Знаете ли вы теперь на какую геометрическую фигуру похож валик?
Дети: Валик
Воспитатель: Ребятки, сегодня я вас познакомлю с интересным гостем, его зовут Цилиндр – это геометрическая объёмная фигура (тело) [появление волшебного Цилиндра], у которой нет не углов, не сторон. Вверху и внизу = донышко круглой формы [показывая на фигуре]. Взгляните, есть ли предметы такой же формы у нас в группе, которые похожи на геометрическую фигуру Цилиндр. [вывешиваются картинки с предметами схожими на цилиндр, а так же знакомит с головным убором который используется во Франции и имеет название - цилиндр]
Ребята, а давайте почувствуем себя геометрическими фигурками [проводится физминутка]:
Вправо-влево наклоняйтесь
Как цилиндры покачайтесь
Попрыгайте как шарики,
Сделайте «фонарики»
А шарики катаются
Ребята улыбаются.
Знаете ли вы почему цилиндр так называется? [ответы детей]. Очень давно, когда машин ещё не существовало, люди перекатывали стволы деревьев и тем самым перевозили тяжёлый груз, то есть стволы цилиндрической формы служили как колёса. Так что делали с помощью стволов деревьев? [ответы детей]
Взгляните, а я сейчас с помощью двух цилиндров, то есть прокативши их сделаю две разные по длине и ширине тропинки. Посмотрите как прокатывая цилиндры остаётся след тропинки. [прокатывает цилиндры и приклеивает к доске незаметным образом цветную бумагу, которая была заранее приклеена]
Теперь перед вами две разные тропы. Скажите, какого они цвета? [жёлтая, зелёная]
Ну а сейчас сравните, положив жёлтую полосу на красную и посмотрите, какие они относительно друг другу по длине [красная – длинная, жёлтая - короткая]. А какие они относительно друг друга по ширине? [красная – широкая, жёлтая - узкая]
Правильно, ребята, справились вы с моими вопросами. Вот по нашим красивым тропинкам решили прокатится шарики. Посмотрите, перед вами разноцветные фишечки, как вы думаете, по какой тропинке будет им удобно катиться по широкой или узкой? [по широкой]. А почему? [потому что шарики большие]. Правильно, а еще на наших фишках есть цифры, прокатите их по очереди, тем самым проложите цифровой ряд. [дети выкладывают]
Назовите их теперь [индивидуальные ответы детей]
Захотели узнать шарики который по счёту он катится и катится его сосед.
Ваня, какой шарик катится по счёту красный [синий]? . Какой по счёту катится шарик за синим? (и так спрашиваются несколько детей)
В: Ребята, вы сегодня большие молодцы, теперь уберите аккуратно в сторону с тем чем вы занимались сегодня и сейчас отдохнём поиграя в новую игру.
Ребята глазки закрывают,
И фигурка убегает.
[воспитатель убирает любую из четырёх фигур]
Посмотрите, какая же фигурка убежала? [конус. квадрат. круг. цилиндр]
Какая фигура находится слева (справа) от конуса (квадрата, круга, цилиндра) ?
[После игры задаются итоговые вопросы]:
С каким гостем геометрической фигурой мы сегодня познакомились?
Каких цветов были шарики? [красного, синего, оранжевого, зелёного,
Сколько их было по количеству? [пять]
Почему они катились? [по тропинке]
Сколько было тропинок? [две]
Какие они были по цвету? [красная, жёлтая]
А по ширине? [узкая широкая]. А по длине? [длинная, узкая]
Вы сегодня были очень старательны и я вам вручу медальки [раздаёт медальки учитывая активность работы на протяжении занятия ].
Елена Богаткина
«Цилиндр». Конспект НОД по ФЭМП в средней группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для средней группы .
Cоставила : Воспитатель
Богаткина Е. А.
Дата : Май
Тема : Цилиндр .
Программа : Вераксы Н. Е. «От рождения до школы» .
Возраст : Средняя группа
Основная образовательная деятельность : Познание.
Интегрированные образовательные области : Познавательно-речевое, Физкультурно- оздоровительное, Художественно- эстетическое.
Форма проведения : Образовательная ситуация
Цель : Развитие умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (т. е. свойства цилиндра ) и соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами, развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальной активности,
Программные задачи :
1. Воспитательные : Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.
2. Развивающие : Развитие умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели, обогащать речь детей словами, обозначающими признаки предметов.
3. Образовательные : Формирование умений считать до 5, находить новые способы использования знакомых предметов, формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
Планируемый результат : Умение обследовать предметы, находить новые способы использования знакомых предметов, классифицировать по различным признакам.
Методы и приёмы : Вербальное обращение, одобряющие жесты, беседа, вопросы, образное сравнение.
Наглядные средства обучения : 1. демонстрационный – картинки с изображением предметов цилиндрической формы , цилиндры разного диаметра и высоты.
2. раздаточный – карточки с «паспортом» цилиндра . Модели цилиндров и кубик , цифры 1- 5.
Ход занятия : Знакомство с цилиндром и его свойствами .
Дети сидят за столами буквой П, на столах перед ними стоят коробочки, в которых находятся модели геометрических тел разного размера. 1) Воспитатель показывает детям картинки. На которых изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр , банка цилиндрической формы , клей-карандаш.
Что общего вы заметили на этих картинках? (У всех предметов похожая форма) .
(При затруднении ответов на вопрос, можно задать наводящие вопросы :
Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы? Их размер? Цвет? Назначение)
Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами . Найдите цилиндры на своих столах (среди цилиндров предметы других форм- шар, параллелепипед, конус). Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами : пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы ЛЭП.
2) Дети знакомятся со свойствами цилиндра .
Знаете ли вы, почему цилиндр так называется ? Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?
Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши, кубик.
Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры . Вы убедились, что цилиндр оказывается может катиться. Слово «цилиндр » в переводе с греческого – «каток» , «валик» . Одним из его свойств является то, что его можно катить.
3) Ребята, предлагаю разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы . Возвращаетесь к столу, на котором стоят разные цилиндры . Предлагаю найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур признаки отличия. (например : цилиндры , равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которых они сделаны (из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные) .
Физкультминутка «Заинька» .
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд –
Он подпрыгнул 10 раз!
Игра : «Паспортный стол» .
1) Ребята, у вас на столах карточки от 1 до 5. Предлагаю рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов :
Вопросы воспитателя :
Сколько всего фигур? (Показывают цифру) .
Какая по счёту, начиная слева, красная фигура, синяя, зелёная? (Показывают цифры) .
Какого цвета вторая фигура, пятая фигура? (Жёлтая, коричневая) .
Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.
Сколько цилиндров ? (Хлопают в ладоши) .
Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура не цилиндр ) .
Можно ли с помощью таких фигур перемещать груз? Попробуйте.
После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.
2) Я поставлю цилиндр на стол , а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз. Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать? А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз , что вы видите? В результате обсуждения приходят к выводу :
Значит, если хотят рассказать о цилиндре , это делают так :
Это «паспорт» фигуры. О чём по нему можно узнать? (О высоте цилиндра , его толщине) .
Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику , а основания цилиндра – к кругам и показывает таким образом, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.
3) У вас на столах разные цилиндры . Каждому даю «паспорт» , по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр .
Итог занятия.
С какой новой фигурой познакомились?
Литература : 1. Воспитание детей в средней группе детского сада .
2. Практический курс математики для дошкольников. Игралочка. (Петерсон Л. Г, Кочемасова Е. Е)
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Н. Е. Веракса) .
Конспект занятия по математике
Интегрированное занятие по математике «Колобок»
в средней возрастной группе
Кондрашёва Лариса Анатольевна, воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №28 «Золотой петушок» г.Тамбов
Тема: Знакомство с математическими знаками «+», «-». Сравнение геометрических фигур (цилиндр, конус, призма, куб) по величине, по цвету, по форме.
Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Упражнять детей в отгадывании загадок;
Упражнять в умении классифицировать предметы;
Упражнять в умении соотносить предметы между собой по величине (большой, средний, маленький)
Закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, треугольник.
Развивать логическое мышление;
Воспитывать усидчивость, любознательность;
Воспитывать умение анализировать сказанное воспитателем.
Формировать навык самооценки и самоконтроля.
Демонстрационный материал
- Овощи: картофель, морковь, кабачок, огурец.
- Фрукты: яблоко, слива, груша.
- Кукольный театр - персонажи сказки «Колобок»,
- Настольный кукольный театр: заяц, волк, медведь, лиса.
- «Волшебный» мешочек с геометрическими фигурами;
- Геометрические фигуры: объёмные - конус, цилиндр, куб, призма; плоскостные - треугольник, круг, квадрат, овал.
- Карточки с изображением животных и домиков.
- Объёмные изображения грибов.
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Колобок»,
- Работа с родителями: Знакомство детей с заготовками родителей на зиму;
- Рассмотрение иллюстраций, слайдов.
- Словарная работа:
а) знакомство с плоскостными геометрическими фигурами,
б) знакомство с объёмными геометрическими фигурами.
Ход занятия:
- Организационный момент:
а) отгадывание загадок;
б) рассматривание тематических картинок;
в) запасы на зиму.
- Постановка цели занятия.
а) путешествие по сказке,
б) встреча с зайцем.
- Физкультминутка «ветер тихо клён качает...»
- Повторение пройденного:
а) встреча с волком;
б) геометрические фигуры;
в) сравнения по цвету, размеру.
- Физкультминутка «медвежата в чаще жили...».
- Закрепление изученного материала:
а) встреча с медведем;
б) понятия большой, поменьше, маленький.
- Физкультминутка «пальчиковая».
- Изучение нового:
а) встреча с лисой;
б) знак «+», знак «-».
- Итог занятия.
1. - Ребята, какой сегодня день недели? Месяц? Дети в зависимости от даты называют число, месяц.
а) - А сейчас давайте отгадаем загадки про времена года.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Дети: Зима
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весна
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Золотится пшеница,
Рожь колосится,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Лето
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает
Когда это бывает?
Дети: осень
б) После каждой загадки воспитатель показывает тематические картинки.
Молодцы. А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Много забот осенью у человека. Надо собрать выращенный урожай. Сделать заготовки на зиму. Но не только у людей много забот, осенью животные утепляют норы, собирают грибы, делают запасы на зиму.
А теперь мы с вами отправимся путешествовать в осеннюю сказку.
2. Жили - были дед и баба, испекла баба Колобок и положила его на окошко, остывать. Лежал Колобок, лежал, да и решил погулять. Прыгнул на землю и покатился.
Катится, а навстречу ему заяц.
Говорит зайка: Решила мама сделать варенье на зиму и послала меня в магазин за фруктами, а я не могу разобраться - где овощи, а где фрукты. Колобок, ты мне поможешь?
Колобок: Ребята, поможем зайке разобраться?
Дети: поможем!
Я показываю по очереди овощи и фрукты, дети, называя принадлежность к овощам и фруктам, называют, геометрическую форму (на какую фигуру похоже) и цвет.
Обрадовался заяц, что Колобок с ребятками помогли ему, сказал: - Спасибо, - и побежал домой к маме.
3. Физкультминутка:
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет,
Раз наклон, два наклон,
Зашумел листвою клён.
(проводится два раза)
Говорит Волк: Осенью я пошёл учиться. Задали мне домашнее задание - построить из геометрических фигур что-нибудь интересное, а я не знаю даже их название. Может Колобок с ребятками мне помогут.
Поможем, ребята?
Дети называют фигуры: круг, цилиндр, куб, призма, конус.
Ребята, а давайте построим ракету. Какие фигуры будем использовать при построении?
Дети: куб, цилиндр, призму
Фигуры ставятся друг на друга
Ребёнок строит ракету из маленьких фигур, я из больших. Дети сравнивают ракеты по размеру, цвету, форме.
Обрадовался волк, поблагодарил Колобка, а Колобок покатился дальше.
Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры (объёмные) , постройте из них то, что вам нравится.
Дети строят или домик, или ракету.
5. Физкультминутка:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали,
Вот так, вот так
Выше ноги поднимали.
6. Катится Колобок, катится, а навстречу ему медведь.
Грустный идёт медведь.
Колобок: Медведь, что случилось?
Медведь: Осень наступила, холодно стало. Решили я, заяц и волк построить себе дома, скоро же зима. Долго строили, а когда построили, не смогли понять, где чей. Может, ты мне поможешь?
Колобок: Я не смогу, а вот ребята помогут.
Ребята, кто их этих животных самый маленький?
Дети: Самый маленький заяц, он будет жить в самом меленьком домике.
А кто самый большой?
Дети: - Самый большой медведь, он будет жить в самом большом доме.
А какой же домик достанется волку?
Дети: - А волку достанется средний дом, потому, что он меньше медведя, но больше зайца.
Детям раздаются карточки с тремя домиками, разными по величине, и изображением зайца, волка и медведя. Дети должны провести дорожки от каждого животного к его домику.
Медведь: спасибо вам, ребята, теперь мне будет, где зимовать.
Ребята, а из каких фигур можно построить домик?
Дети: - Из треугольника и квадрата.
У вас на подносах лежат фигуры (плоскостные) , постройте из них домик для медведя.
Дети строят домик из треугольника и квадрата.
7. Физкультминутка
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел,
С этим братцем кашу ел.
Дети по очереди перебирают пальчики.
Решила лиса сделать запасы на зиму, насобирала грибов. Идёт и считает съедобные грибы, которые лежат у неё в корзинке, но сосчитать не может, потому что в корзинке и несъедобные грибы есть. Увидела Колобка и говорит: - Помоги мне, иначе я тебя съем. Испугался Колобок: - Не ешь меня, мы с ребятами сейчас всё сосчитаем. И попросил ребят помочь ему.
Я беру у лисы корзинку, достаю и показываю детям все грибы. Грибов всего 4 штуки: 2 мухомора и 2 белых гриба.
Ребята, посчитайте, сколько всего грибов?
Дети: Четыре.
Давайте посчитает сколько мухоморов? У меня один гриб и в корзинке один гриб, чтобы узнать, сколько грибов несъедобных в корзине, что нужно сделать?
Дети: К одному добавить один.
Сколько получится?
Дети: два.
Знак, который показывает действие «добавить», называется «плюс».
Давайте сосчитаем, а, сколько же у нас съедобных грибов? Всего у нас 4 гриба, два из которых мухоморы. Чтобы узнать, что нужно сделать?
Дети: От четырёх убавить два, останется два гриба.
Ребята, знак, который показывает действие «убавить», называется «минус».
Итак, сколько у лисы съедобных грибов?
Дети: два гриба.
Помогли ребята Колобку, не стала лиса его кушать.
9. Вот такая сказка у нас сегодня получилась.
Давайте вспомним, кого мы сегодня встречали.
Что больше всего вам запомнилось? Что мы делали на занятии?