Как работает память. Как развить память: эффективные способы улучшения способностей Связь лишнего веса с памятью

Моя дочка пошла в первый класс и столкнулась с тем, что правила приходилось заучивать наизусть. Ей это очень тяжело давалось поначалу. Даже если она могла повторить весь текст в первый час после заучивания, то потом часть информации терялась. А я помнила эти правила наизусть ещё со школы.

Тогда мой маленький гений задал вполне логичный и мудрый вопрос: «Почему я не могу вспомнить правило, которое учила сегодня, а ты знаешь его до сих пор?». С ответом я не торопилась – решила изучить теорию и сопоставить с жизненным опытом.

Изучение вопроса я начала с основ. Что же такое память? Где хранится память человека? Какова структура памяти?

Согласно определению, это мыслительный процесс, состоящий из следующих компонентов: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Как работает память? Она формируется на протяжении всей жизни и хранит наш жизненный опыт. Физически процесс можно описать возникновением новых связей между огромным количеством нейронов головного мозга.

Процессы в головном мозге не изучены до конца, и учёные продолжают исследования в этой области человеческого организма.

О том, где находится память человека, до сих пор ведутся споры. На сегодняшний день доказано, что за эту часть сознания отвечают следующие участки мозга: подкорковый гиппокамп, гипоталамус, таламус, кора полушарий.

Основными местами хранения являются гиппокамп и кора. Гиппокамп находится в височной доле по обе стороны головного мозга. На вопрос о том, какое полушарие отвечает за память, можно смело ответить, что оба, только правая доля «контролирует» фактические и лингвистические данные, а левая – хронологию жизненных событий.

Появление нейронных связей обусловлено работой рецепторов органов чувств: зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха. Головной мозг фиксирует все электрические импульсы от них, причём наиболее яркие моменты, вызывающие сильные эмоции (например, первая любовь), запоминаются лучше.

Таким образом эмоции человека оказывают влияние на память.

У каждого человека возможно преобладание запоминающего свойства посредством какого-либо органа чувств.

Например, одни хорошо выучивают текст из учебника при чтении, другим лучше услышать текст от другого человека, у третьих отменная память на запахи и так далее.

Различные внешние и внутренние факторы влияют на «качество» нашей памяти. Много причин, вызывающих нарушения этого процесса.

К внутренним причинам относят неправильное обращение с информацией по следующим направлениям:

  • запоминание – чтобы информация не забылась, с ней нужно работать;
  • помехи – большое количество новой информации приводит к забыванию важной ранее приобретённой информации;
  • вытеснение – негативные воспоминания забываются быстрее;
  • искажение – запоминание и воспроизведение информации происходит на фоне наших чувств и эмоций, поэтому такая обработка делает данные субъективными;
  • ошибки хранения и воспроизведения – если данные запомнились с ошибками или неточностями, или не полностью, то их воспроизведение окажется неверным.

Внешних причин тоже достаточно:

  1. Генетические отклонения (например, аутизм).
  2. Гормональные нарушения (в том числе, сахарный диабет, патология щитовидной железы).
  3. Депрессивные или стрессовые состояния и заболевания (невроз, шизофрения).
  4. Истощение организма, вызванное переутомлением, бессонницей, болезнью, плохим питанием, алкоголизмом, курением, приёмом некоторых препаратов (например, бензоди-азепинов).
  5. Возрастные изменения (болезнь Альцгеймера).

Особенно пагубно, помимо заболеваний и травм, действует на память увлечение алкоголем. Известно, что даже разовое употребление спиртного приводит к нарушениям, а при алкоголизме происходит разрушение нейронных связей в гиппокампе, нарушение мозгового кровообращения, возникновение авитаминоза.

Всё это приводит к потере способности усваивать новую информацию.

Такие острые состояния, как инсульт и инфаркт, также способны вызвать уничтожение нейронных связей, причём последствия могут быть колоссальными, и для восстановления нужно много времени, сил и терпения. Иногда все попытки являются безуспешными.

В гиппокампе содержится вещество – ацетилхолин, — отвечающее за передачу импульсов от одного нейрона к другому. Недостаток его служит причиной нарушения памяти. Особенно это явление наблюдается в старческом возрасте и вызывает болезнь Альцгеймера.

Структура

Длительное изучение того, как устроена память человека, повлекло создание подробной классификации. Одним из критериев является продолжительность хранения информации. Согласно ему можно выделить следующие виды памяти:

  • мгновенная (сенсорная);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

Мгновенная характеризуется тем, что информация фиксируется рецепторами органов чувств, но обработке не подлежит. Она, в свою очередь, делится на иконическую (зрительное восприятие) и эхоическую (слуховое восприятие).

Пример иконического вида – вы видите на улице баннер с рекламой и номером телефона, через секунду вы уже этот номер не вспомните. Эхоический вид можно рассмотреть также на рекламе, но номер телефона вы не увидели, а услышали по радио. Мгновенная память позволяет хранить информацию до 5 секунд.

Кратковременная является последствием однократного восприятия и немедленного воспроизведения. Если взять пример с правилом для первого класса, когда дочка читает его по слогам один раз без повторения. Удержать правило в памяти она сможет на протяжении времени от 5 секунд до одной минуты.

За кратковременную память отвечает гиппокамп. Доказательством является тот факт, что при повреждении гиппокампа (во время оперативного вмешательства, например) человек сразу же забывает только что произошедшее с ним событие, но помнит информацию, накопившуюся до повреждения.

Оперативная память – это то же, что и кратковременная, но информация хранится только в пределах периода её использования. Например, дочка прочитала правило и использовала его для выполнения упражнения из домашней работы, а после забыла.

Этот вид позволяет человеку быстро решать проблему здесь и сейчас и забывать ненужную впоследствии информацию.

Долговременная хранится в коре полушарий мозга. Она развивается одновременно с кратковременной и является её следствием. После многократного запоминания и применения информации, находящейся в пределах кратковременной памяти, происходит её фиксация в головном мозге, а именно в коре полушарий, на длительное время или даже на всю жизнь.

Это пример, когда правило, выученное в первом классе и применяющееся на протяжении 11 лет обучения в школе, запоминается навсегда. Долговременная память требует участия всех ресурсов сознания: психического, чувственного и интеллектуального.

Только осознанная и осмысленная в полной мере информация может занять место в долговременной памяти человека.

Структура памяти упрощённо представляется следующей схемой: запоминание – сохранение – воспроизведение. При запоминании происходит выстраивание новых нейронных связей.

Благодаря этим связям мы вспоминаем (воспроизводим) информацию. Воспоминания могут быть извлечены из долговременной памяти самостоятельно или под воздействием раздражителей на определённые участки головного мозга (например, гипноз).

На продолжительность сохранения информации влияет внимание человека к последней. Чем больше сконцентрировано внимания, тем более длительно информация будет храниться.

Неотъемлемой частью памяти является также забывание. Этот процесс необходим для разгрузки центральной нервной системы от ненужных воспоминаний.


Вывод

Теперь я могу ответить на вопрос дочери:

  1. Память представляет собой процесс из нескольких отдельных составляющих. Чтобы запомнить информацию, нужно осмыслить её, много раз повторить и периодически применять на практике. Это обусловлено определёнными свойствами головного мозга и, соответственно, существованием нескольких видов памяти.
  2. Важно знать, где хранится память, чтобы понимать, от чего зависит запоминание правила. Она содержится в головном мозге с большим количеством нейронов. Для фиксации информации в коре полушарий необходимо создание прочных нейронных связей.
  3. Знание о том, как устроена память, поможет развить её, и получить от этого процесса удовольствие.

Эта часть сознания связана с органами чувств, поэтому можно понаблюдать, как текст лучше запоминается: при чтении или на слух.

Процесс запоминания связан также и с интеллектом: чем больше и качественнее мы учим, тем легче запоминание будет даваться впоследствии.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу; чем больше положительных эмоций, интереса проявляет человек к информации, тем внимательнее он её изучает, и тем лучше её запоминает.

То есть важно иметь положительный настрой. Для детей можно создать условия игры для привлечения внимания.

Необходимость развития

Устройство памяти человека предполагает взаимосвязь с интеллектом. Развивая её, мы развиваем и интеллект.

Человек, который много времени уделяет запоминанию и осмыслению, становится более внимательным и организованным, у него развиваются все виды мышления, воображение и творческие способности. Кроме того, такая тренировка мозга предупреждает возрастные болезни, связанные с нарушением памяти.

В зависимости от целей тренировки запоминания выделяют три направления использования:

  1. Бытовое направление – нужно для устранения забывчивости на бытовом уровне (например, периодическое забывание телефона дома).
  2. Естественное – когда тренировка памяти сочетается со здоровым образом жизни, а результаты могут использоваться в любой сфере деятельности человека.
  3. Искусственное – это применение мнемотехник, освоение которых позволяет запоминать колоссальные объёмы различной информации.

Неважно, какой способ выберете вы, но, если хотя бы один из них будет изучен, то это уже будет шагом к самосовершенствованию и возможности пойти дальше. Эти бесценные навыки, несомненно, пригодятся в любой сфере жизни, делая вас успешными и счастливыми.

Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.

Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)

Биохимики - с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание .

Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

Теперь подробнее о каждом процессе:

Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные словно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.

Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование. или быть смысловым (логическим) . Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его.

Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу , в процессе запоминания и сохранения.

Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из "огромной" библиотеки" памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:

Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданной время, хотя сейчас они и не действуют.

Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем 2) обновляется в сознании 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: , например написать, рассказать, нарисовать.

Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт . Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

Теория систематической деформации следов памяти - говорит что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

Теория ретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала.(проактивное забывание) Например: немудро мосле математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание. (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. Некоторые распространенные нарушения памяти

Так как было сказано, что забывание может быть очень негативным, стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется особенно ярко. Нарушений памяти существует большое количество и будут упомянуты только самые распространенные. При некоторых нарушениях памяти может возникнуть амнезия - т.е. отсутствие или провалы памяти. Амнезии могут длиться от нескольких часов и минут, до многих лет.

В зависимости от процессов, которые происходят, амнезии делят на

Ретроградную - забывание прошлых событий;

антероградную - невозможность запоминания на будущее

ретардированную - изменение памяти, когда память не сохраняет переживания и события, происшедшие во время болезни;

прогрессивную - проявляется в постепенном ухудшении памти, до ее полной потери.

Еще одно распространенное нарушение это иллюзии - информация воспринимается правильно, но при ее воспроизводстве происходит деформация материала.

Галлюцинации - явление, когда человек убежден в реальности переживаний, которых на самом деле не было. Они возникают исключительно в воображении.

А теперь, подытоживая все вышесказанное о механизмах памяти хотелось бы обобщить вышесказанное, и перечислить некоторые основные практические моменты, связанные с памятью.

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти

Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

при запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец ("эффект края)

запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней

Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем как было сказано, не механическое, а логическая обработка материала.

Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.

Один из интересных эффектов памяти - это явление реминисценции Это - улучшение со временем, воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на 2-3 день после выучивания материала.

Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.

Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго.

Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями.

Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же "сценарию": при потере память первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот: стачала восстанавливаются более простые и старые воспоминания. А затем более сложные и недавние.

Это некоторые наиболее общее, но вовсе не исчерпывающие закономерности работы памяти у человека.

Если бы память человека была подобна Интернету и выдавала бы нужную информацию по первому запросу, это сильно облегчило бы . Впрочем, неизвестно, смогли бы мы правильно пользоваться ею и не утонули бы в море сведений.

Человеческий мозг способен работать настолько эффективно, что до сих пор разработчикам искусственного интеллекта не удалось его превзойти. Во многом это связано с уникальным устройством памяти.

Память позволяет нам снова пережить прошлое

Памятью называется способность нервной системы сохранять и транслировать информацию, получаемую человеком ежесекундно.

Изучением того, как работает память человека, занимаются нейрофизиологи, психологи и другие ученые.

Благодаря памяти перед нашим сознанием встают в подробностях события и образы прошлого.

Также мозг запоминает, как мы реагировали на эти события, и позволяет впоследствии при необходимости воспроизвести эту реакцию лучше и точнее. Эти памяти лежат в основе обучения.

Нервная система обрабатывает сигналы, полученные органами чувств, а также работает с мыслями и воображаемыми картинами. Поначалу они запечатлеваются, а затем сохраняются на уровне рефлексов и связей между нейронами в мозгу.

Механизм памяти связан не только с запоминанием, узнаванием и воспроизведением фрагментов опыта, но и с забыванием ненужной или малозначимой информации, вытеснением травмирующего опыта.

Впрочем, ученые считают, что абсолютно вся , полученная в течение жизни, хранится в голове, даже если сознание неспособно припомнить ее.

Память максимально эффективно работает в первые 5 лет, когда ребенок учится говорить и познаёт мир впервые. В дальнейшем происходит постепенное ухудшение памяти, причём в старческом возрасте это может стать причиной недееспособности.

Память, с помощью которой мы взаимодействуем с собственным жизненным опытом, лежит в основе всех когнитивных функций, таких, как мышление и речь.

Виды памяти

Основных видов памяти два — кратковременная и долговременная. других видов памяти зависит от функции и типов обрабатываемой информации.

Кратковременная память

Кратковременная память (другие названия – первичная, активная) отвечает за запоминание событий, произошедших в течение 20-30 секунд. Она основана на временных нейронных связях фронтальной и теменной коры головного мозга.

С помощью этих связей фиксируется информация, поступающая от органов чувств. Ресурсов кратковременной памяти достаточно, чтобы запомнить и воспроизвести отрывок текста во время диктанта или набрать номер телефона, вычитанный в справочнике.

Кратковременной памяти установил психолог Джордж Миллир – он составляет 7 элементов (плюс-минус 2). Если информация повторяется, то она может сохраняться дольше – на этом основано зазубривание текстов.

Согласно теории физиолога Дональда Хебба, при этом нейронные схемы, ранее связанные только электрофизиологическими механизмами, получают закрепление посредством химической трансформации клеток мозга.

Например, из ежедневного потока телевизионных новостей в долгосрочную память попадают только самые значимые (для истории или конкретного человека) факты. Лучше всего запоминаются сведения, находящиеся в начале и в конце информационного блока.

Также выделяют следующие типы памяти:


Кратковременная и долговременная память – основные. Другие виды памяти являются своего рода их разделами, хранящими различных типов.

Память человека: новейшие исследования

Ученые постоянно проводят эксперименты, позволяющие узнать новые факты о функционировании человеческой памяти.

Почему не запоминаются сны

Ученые австралийского университета Монаша выяснили, почему содержание снов так быстро выветривается из памяти. Как оказалось, это связано с малой активностью гиппокампа — части головного мозга, отвечающей за передачу сведений из кратковременной памяти в долгосрочную.

Во время сна эта область работает автономно и не передает сведения в долговременную память. Лучший способ запомнить содержание сна — сразу же записать его после пробуждения, пока информация сохраняется в кратковременной памяти.

Именно так, согласно популярной легенде, поступил химик Менделеев, которому приснилась периодическая элементов.

Забывчивость необходима

Нейробиологи и психологи из Канады подтвердили, что для эффективной работы с информацией важно не только запоминать ее, но и забывать. Выяснилось, что данное свойство памяти позволяет оптимизировать принятие решений, отбрасывая лишние детали и фокусируясь на главном.

Таким образом, содержание событий, бесед и прочитанных страниц «конспектируется» в мозгу. Ранее же считалось, что не может что-то запомнить дословно из-за отказа механизмов хранения информации.

Настоящий интеллектуал запоминает не всё подряд, но лишь то, что имеет действительную ценность и позволяет ориентироваться в быстро меняющемся мире.

При запоминании пространства в мозгу создаётся его карта

Пониманию механизмов памяти способствуют исследования над животными. Во Фрайбургском университете в Германии был проведён эксперимент над лабораторной мышью.

Исследователи модифицировали гены грызуна так, чтобы его нервные клетки во время работы светились. После этого мышь была помещена в виртуальную реальность посредством пенопластового мяча на воздушной подушке и нескольких мониторов.

Изучение мышью компьютерных лабиринтов стимулировалось соевым молоком, капли которого давались животному при прохождении определенных участков.

Пока грызун путешествовал по новому для себя пространству, исследователи с помощью микроскопа наблюдали за его гиппокампом, в котором зажигались и потухали определённые нейроны.

Выяснилось, что каждый задействованный нейрон отвечал за конкретную точку пространства, а в мозгу мыши создавалась своего рода копия виртуального лабиринта.

Депрессия стирает воспоминания

Ученые из немецкого Рурского университета создали вычислительную модель, которая прояснила влияние депрессии на когнитивные способности человека.

Они смоделировали процессы, происходящие в мозгу, и установили, что депрессия мешает формированию связей между нейронами. При этом большое имеет продолжительность данного расстройства.

Люди, долгое страдающие депрессией, плохо запоминают происходящие с ними в настоящее время события, а также постепенно утрачивают старые воспоминания.

Возня с внуками помогает бабушкам сохранить память

Присматривающие за внуками пожилые люди сохраняют качества краткосрочной и долговременной памяти дольше, чем их сверстники, не занимающиеся с малышами. Это выяснили австралийские исследователи, которые сравнили способности 200 бабушек, у части которых были внуки, а у других нет.

Выяснилось, что пожилые женщины, которые раз в неделю возятся с внуками, лучше запоминают новые сведения и демонстрируют более логичное мышлению. Более частое общение с подрастающим поколением не столь эффективно, поскольку бабушки испытывают слишком большие нагрузки.

Новейшие исследования показали устройства памяти у людей и животных и связь механизмов запоминания со многими факторами.

Что вредит памяти

Разумеется, память по естественным причинам ухудшается с возрастом, однако сохранить способность запоминать нужную информацию вполне возможно, если соблюдать определённые правила и избегать рисков.

Памяти вредит рассеянность. Если мы усилием воли не концентрируем внимание на необходимых сведениях, они не задерживаются в голове.

Страдают от забывчивости те, кто не высыпается. Исследования показали, что если бодрствовать в течение 36 часов, то способность к воспроизведению информации снижается на 40%.

Гиппокамп, имеющий ключевое для откладывания сведений в долговременной памяти, хуже работает из-за стрессов. Адренокортикотропный гормон и кортизол, выплеском которых организм реагирует на неприятную ситуацию, препятствуют консолидации воспоминаний.

Если стрессовая ситуация продолжается долгое время, то ткани гиппокампа деградируют (у детей, переживших жестокое обращение, ухудшение структуры составило 12%).

Неправильное питание не идет на пользу мозгу и памяти

Вредит работе мозга неправильная диета:

  • алкоголь;
  • фаст-фуд;
  • избыток сахара, фруктозы и подсластителей;
  • мучное, жареное и жирное;
  • красное мясо, колбасы и сосиски;
  • сильно соленая еда.

Таким образом, несоблюдение норм здорового образа жизни и слишком бурная реакция на происходящее подрывают память.

Как улучшить память

Чтобы улучшить способность к запоминанию, регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

По данным американских исследователей, даже 20 минут физической активности в день повышает в нервной системе глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот, участвующих в механизмах памяти.

Также улучшить память можно с помощью особых когнитивных упражнений:

  1. Целлюлярный токинг. Назовите предметы, находящиеся напротив Вас в комнате (ноутбук, музыкальный центр, лампа, ключи и т.д.) Через некоторое время Вы почувствуете, что затрудняетесь быстро вспомнить, как называется та или иная вещь и охарактеризовать ее. Однако регулярное повторение упражнения повышает скорость мышления и заставляет нейроны работать с полной отдачей.
  2. Дом памяти. Назовите конкретные предметы или имена людей, объединённых в какую-либо категорию. Например, вспомните пару десятков поэтов или знаменитых спортсменов. Подходят для упражнения названия компьютерных игр и фильмов, перечисление животных, растений, продуктов питания и предметов интерьера.
  3. Слова-перевертыши. Отличным упражнением для тренировки зрительной и словесной памяти является проговаривание слов задом наперёд (коса-асок, трава-аварт и тому подобное). Здесь принципиально важно не читать слова по бумаге, а представлять их в своём сознании. От коротких слов постепенно переходите к длинным (поначалу, возможно, придется дробить их на отдельные слоги).

Старайтесь в повседневной жизни обходиться без записей, например, при составлении списка покупок перед походом в супермаркет или при поздравлении родных и друзей с именинами.

Для более эффективного запоминания применяйте методы мнемотехники, пользуйтесь ассоциациями и разбивайте большие блоки информации на части. Не витайте в облаках, а в каждый конкретный момент концентрируйтесь на выполнении стоящей перед вами задачи.

Есть и продукты, которые наоборот улучшают память

Улучшают память эфирные масла мяты, розмарина и лимона, а также некоторые продукты:

  • черника;
  • рыба жирных сортов;
  • яйца;
  • куркума;
  • грецкие орехи;
  • брокколи;
  • апельсины;
  • горький шоколад.

Выполнение простых упражнений, здоровое питание и физическая активность сохранят память надолго и позволят вам оставаться в здравом уме до глубокой старости.

Хорошая память – не только условие эффективного функционирования дома, в школе, институте и на работе. Она позволяет получать полноценное удовольствие от каждого прожитого дня, ведь воспоминания о радостных событиях и драгоценных мгновениях – сокровище, которое всегда остается с вами.

В этом видео вы узнаете много интересного о мозге и памяти:

Как улучшить память: развиваем способности

Когда мы говорим об успешности человека, то на ум сразу приходит наличие у него эффективной памяти. Действительно, способность быстро запоминать противоречивые сведения, надежно сохранять информацию и без проблем воспроизводить сведения в нужный момент – залог успешности в образовании и на любом профессиональном поприще.

Для чего нужна человеку мощный «компьютер»: память – залог жизнедеятельности

В наш век информационных технологий и непрерывно совершенствующейся техники, различные технические устройства значительно облегчают наше существование. Компьютеры, ксероксы, фотокамеры, мобильные телефоны способны частично компенсировать недостаточные ресурсы человеческой памяти.
Однако никакие современные устройства не могут полностью заменить память человека. Почему? Первый аргумент: для того, чтобы воспользоваться возможностями техниками, мы должны помнить, как этими устройствами пользоваться.
Второй довод: если в каждом случае, когда нам нужно дать ответ или получить какие-то сведения мы начнем листать страницы энциклопедий или бродить по электронным справочникам, мы потратим уйму времени. Или пока мы разыщем нужный ответ, попросту отпадет в нем необходимость. Именно из-за великой ценности времени, в большом почете «живые справочники» – персоны, владеющие обширными знаниями в разных сферах и способные достать нужный козырь в считанную секунду.

Третий аргумент в пользу человеческой памяти: любая возникшая в голове мысль – результат объединения в сознании большого объема информации. Причем, неважно: это гениальное научное открытие или решение банального бытового вопроса, все – следствие совместных усилий мышления и памяти. Незыблема взаимосвязь: эффективная память позволяет нам качественно мыслить, а развитое мышление расширяет ресурсы памяти.
Хотя ученые умы не покладая рук стремятся создать искусственный разум, на сегодня только люди наделены даром самостоятельного мышления. Несмотря на то, что компьютер превосходит по объему памяти ресурсы индивида, до сих пор человек является почетным победителем шахматных турниров. Поэтому задача каждого из нас – использовать дарованные природой преимущества, раскрывать и развивать возможности памяти.

Как работает человеческий компьютер: функционирование памяти

Схематически процесс, происходящий в памяти человека, можно разделить на три отдельных этапа. Причем в отличие от компьютеров, на каждом отрезке мозг производит самостоятельную обработку и переработку сведений. Итак, выделены следующие этапы:

  • запоминание;
  • хранение данных;
  • забывание;
  • воспроизведение.

  • Запоминание
    На этом этапе в органы чувств поступают входные сигналы в форме звуков, запахов, изображений, ощущений. Далее эти знаки по нервным волокнам передаются в головной мозг, где происходит их смысловая обработка. Только после этого сведения запоминаются.

    Хранение
    Процесс хранения – не просто статичное оберегание сведений, а динамичная непрерывная переработка данных. На этом этапе разнообразная информация группируется по схожим признакам, присоединяется к имеющимся данным, систематизируется по категориям, уплотняется. То есть готовые к воспроизведению сведения – не просто копия увиденного или услышанного материала, а ценный продукт интеллектуальной деятельности, результат старательной смысловой переработки.

    Забывание
    Неотъемлемый компонент процессов памяти, своеобразная противоположность запоминанию. Этот этап – аналогичное действие, которое мы проводим при очистке компьютера: освобождение места от устаревших и бесполезных сведений. Как проведенная очистка способствует более быстрой работе компьютера, так и забывание благоприятствует более высокой производительности мозга.
    Забывание – естественное полезное свойство нашего мозга, без которого разум был бы попросту перегружен бесполезным хламом. Если бы в нашей памяти сберегалось все, что мы видим и слышим, то человечеству грозило повальная потеря рассудка из-за переизбытка материала. Забывание – защитный акт, позволяющий нам сохранить психическое здоровье.

    Воспроизведение
    О качестве функционирования памяти человека обычно судят по тому, с какой скоростью особе удается вспомнить или воспроизвести нужные сведения.
    Обычно люди впадают в панику, если в какой-то момент не могут вспомнить требуемых деталей. Это вовсе не означает, что у человека плохая память или он не выучил нужный материал. Все дело в том, что информация, сохраненная в «кладовых» памяти, может быть просто «не выведена наружу» из-за ряда причин. К примеру, персона испытывает сильное волнение на экзамене, и ее внимание сосредоточено на ощущаемой эмоциональной напряженности. Поэтому доступ к нужному «файлу» временно заблокирован. В спокойной обстановке, когда особу не будет тревожить волнение, она без труда воспроизведен нужный материал.


    Как долго мы способны помнить: срок хранения данных

    Информация, поступающая в наш «компьютер», может сберегаться доли секунды или храниться на протяжении всей жизни. В зависимости от продолжительности хранения сведений память разделяют на четыре категории:

  • мгновенная;
  • оперативная;
  • кратковременная;
  • долговременная.

  • Мгновенная память
    Это хранилище, сберегающее материал продолжительностью, не превышающей десятую долю секунды. Однако, если в мозг не поступают сигналы от новых раздражителей, объем этого «резервуара» увеличивается до двадцати секунд.

    Примером действия мгновенной памяти является образ, который возникает при закрытых глазах сразу после внимательного просмотра печатного текста.

    Оперативная память
    В этой кладовой памяти материал удерживается непродолжительный срок – ориентировочно около одной минуты. Благодаря функционированию этого отдела мы можем конспектировать услышанные сведения. Например, нам сообщили телефонный номер, и мы сохраняем его в памяти, пока не зафиксируем цифры на бумаге.
    Объем оперативной памяти ограничен. У большинства людей он не превышает семь отдельных единиц – букв, слогов, слов, предложений. Первое правило успешного запоминания: разбить информацию на отдельные группы, в одну из которых входит не более семи компонентов.

    Например, нам необходимо запомнить телефонный номер, который состоит из 12 цифр, допустим: 380974461964. Разделяем номер на составные элементы, то есть запоминаем частями: 38097 – код оператора, 446, 1964.


    В этих закромах памяти материал сберегается в течение нескольких дней. Например, мы получили яркие впечатления от посещения выставки. Детальная информация о творчестве художника будет нам доступна в последующие три – пять дней.

    Долговременная память
    Содержимое этого резервуара – дублированные сведения, сохраненные благодаря оперативной памяти. В этом хранилище зафиксирован весь наш жизненный опыт. Объем этой кладовой – неиссякаемый.
    Практически всегда, за исключением сложных расстройств высшей нервной деятельности, когда человек жалуется на проблемы с памятью, он имеет в виду плохую долговременную память. Вывод таков: производительность этого хранилища можно значительно улучшить, если правильно использовать возможности оперативной памяти. Именно улучшение функционирования «оперативки» позволят раскрыть возможности «вечного архива».
    Как это сделать на практике? Помним следующий факт: перемещение сведений из оперативной памяти в долговременное хранилище происходит в процессе дублирования материала. Если сведения важны для человека, то они будут дублироваться автоматически. О том, как преобразовать информацию оперативной памяти в долговременный «архив», пойдет речь далее.


    Способы эффективного запоминания: перемещаем данные «оперативки» в «архив»

    Существует много методов успешного переноса информации из оперативной памяти в долговременное хранилище. Опишем основные техники подробнее.

    Способ 1. Заучивание наизусть
    Это первая техника запоминания, с которым каждый человек знакомится, приступая к обучению в школе. Заучивание наизусть – единственный и незаменимый метод для усвоения основных понятий. Без «принудительного зазубривания» невозможно заложить прочный фундамент для дальнейшего усвоения знаний. Однако возможности этого способа имеют индивидуальные ограничения. И зазубриванием не следует злоупотреблять.

    Способ 2. Пересказ
    Эта техника – производный метод от заучивания наизусть. Пересказ прочитанного или услышанного материала улучшает функционирование «оперативки» и активизирует способности долговременного «архива». В процессе свободного пересказа материал перемещается из оперативной памяти в долгосрочное хранилище.
    Однако для эффективности процесса должны быть соблюдены следующие условия.
    Текст должен быть нам полностью понятен. Понимание информации ускоряет запоминание, так как изучение такого материала вызывает у нас определенные ассоциации. Как оценить понятность информации? Данные нам понятны в том случае, если в любой момент мы можем объяснить, о чем конкретно идет речь в данном фрагменте текста.
    Учитываем, что новые сведения, поступившие в оперативную память, будут проходить неоднократную переработку. Доказано, что человек способен безошибочно воспроизвести через определенный срок пересказанную информацию, если он не менее трех раз с ней соприкасался и работал. В противном случае у нас возникает ощущение: «я что-то смутно помню, я где-то это уже слышал и видел». Вывод: чтобы переместить необходимый материал на «вечное хранение» пересказываем информацию не менее трех раз, стараясь излагать мысли понятными словами.

    Способ 3. Экстраполяция
    Большая часть усвоенных нами знаний являет собой результат экстраполяции – перенос опыта. Суть этого явление: распространение выводов касательно одной части происходящего на его другую часть, выявление закономерностей в изучаемом предмете, своеобразное логическое «прогнозирование». Умение экстраполировать информацию позволяет выстраивать аналитические цепочки. Это даст возможность быстрее запоминать новый материал, поскольку в процессе запоминания мышление работает с высокой интенсивностью.

    Способ 4. Ассоциации
    Установлено, что легче и прочнее запоминаются те понятия, которые вызывают у человека яркие ощущения – чувства, эмоции, изображения, звуки. На принципе ассоциаций основана распространенная техника пиктограмм. Ее суть – разработка определенных индивидуальных значков, которыми индивид обозначает запоминаемые конструкции. В дальнейшем, посмотрев на такой символ, легко извлечь информацию из долговременной памяти.
    Мы часто становимся свидетелями того, что люди жалуются на свою память, сообщая, что у них «старческий склероз», «слабая память от рождения». Однако современная наука опровергает такие утверждения. Доказано, что от природы все люди имеют равные возможности для развития памяти. При этом способности к запоминанию, хранению, воспроизведению материала сохраняется до глубокой старости при соблюдении условия: активного использования памяти.


    Какие факторы способствуют улучшению памяти: стимулируем способности

    Продолжительные изыскания ученых установили факторы, влияющие на степень забывчивости человека, и определили условия, необходимые для развития памяти. В их числе следующие обстоятельства.

    Фактор 1. Уверенность в себе
    Основное условие для улучшения памяти – уверенность человека в собственных силах и способностях. Чем более уверенным мы себя ощущаем, тем лучше, надежнее, быстрее функционирует наш компьютер. Этот постулат подтверждают результаты многочисленных психологических исследований.
    Психологи изучили личностные характеристики людей, обладающих феноменальной памятью. Было установлено, что всех этих персон отличает уверенность в собственных возможностях, позитивный взгляд на жизнь, оптимистичный настрой, отсутствие психоэмоционального напряжения.
    Такое гармоничное психологическое состояние и физиологическое благополучие способствует слаженной работе всех систем организма. Отсутствие гормонов стресса и мышечных зажимов позволяет доставить по кровеносным руслам к мозгу максимальное количество кислорода, что обеспечивает высокий энергетический потенциал для его активности. Нервные клетки головного мозга действуют более энергично, поэтому память функционирует более продуктивно.

    Фактор 2. Положительные эмоции
    Известно, что обычный человек использует всего лишь одну сотую часть возможностей «главного компьютера». Чтобы активировать функционирование «пассивных» клеток мозга, мы должны уметь оказывать на себя позитивное воздействие. Для стимулирования способностей памяти нам следует награждать себя полезными эмоциями.

    Как это сделать на практике? Постараемся вспомнить эпизод из нашей жизни, в котором запечатлены факты достижения личного успеха. Мысленно просматриваем отрывок биографии, в котором мы купались в лучах славы. Это может быть идеальный ответ на экзамене, восторженные взгляды болельщиков после забитого гола, благодарность родителей за подаренную им технику. Стараемся в мыслях еще раз пережить ощущения, охватившие нас после полученной премии, после увенчавшегося успехом предприятия.
    Позитивные эмоции одарят мозг положительной энергией. Нервные клетки начнут работать более активно, процессы в мозге станут интенсивными. Запоминание материала пройдет быстрее, при этом сведения сохраняться более прочно.

    Фактор 3. Искренняя заинтересованность
    Почему футбольные фанаты могут без труда описать игры своей любимой команды, назвать игроков, забивших красивые голы, рассказать об острых эпизодах матча? Секрет такой избирательности памяти кроется в прямой зависимости запоминания информации от степени заинтересованности человека.
    Установлено, что практически все люди могут с легкостью запомнить интересующие их факты или сведения, представляющие для него страстное увлечение. При этом поразительные результаты в запоминании достигаются даже в тех ситуациях, когда персона вовсе не прилагает усилий для сохранения информации.
    В то же время неинтересный для нас материал, как бы мы ни старались, наш компьютер попросту «не хочет» записывать в нужную папку. Такую избирательность памяти объясняет психологический механизм активации непроизвольного внимания.

    Выводы:

  • Заинтересованность в изучаемом предмете создает в коре головного мозга доминантный очаг возбуждения, стимулирующий деятельность всей нервной системы.
  • Увлеченность дает возможность длительное время концентрировать внимание на однотипном материале.
  • Неравнодушие к процессу изучения мотивирует на проведение самостоятельных размышлений о предмете. Такие активные поиски ответов на многочисленные «почему» способствуют переносу информации из оперативной памяти в долговременное хранилище.
  • Персона, увлеченно изучающая материал, переживает приятные эмоции. При этом в мозге включается система поощрения, вырабатываются гормоны удовольствия. Эти процессы, в свою очередь, увеличивают работоспособность и улучшают запоминание.

  • Как развить заинтересованность, если предмет скучный? Стараемся специально возбудить в себе преувеличенную увлеченность. Для этого овладеваем техниками самовнушения и, приступая к изучению нудного материала:
  • потираем руки от удовольствия;
  • улыбаемся, смотря в раскрытую книгу;
  • повторяем себе: «Как мне это нравится! Как мне приятно и интересно!».

  • Фактор 4. Отсутствие помех
    Очень частый виновник слабой концентрации внимания, которая крайне необходима, чтобы запомнить материал, – мешающие факторы окружающей среды. Чтобы сосредоточить внимание, не всегда возможно уединиться в тихом помещении и работать наедине.

    Как легко сконцентрировать внимание, когда вокруг шумят и кричат? Используем метод Николая Гоголя. На листе бумаге несколько раз подряд пишем одно и то же предложение. Вместо речевой конструкции, мы можем раз десять нарисовать один и тот же сложный иероглиф. Или отсчитывать ход секундной стрелки на часах в течение пяти минут.

    Фактор 5. Умение преобразовывать материал
    Когда наш мозг сталкивается с монотонными сведениями или разрозненными фактами, память попросту не знает, как такую информацию воспринять. Поэтому наша цель – сделать материал более интересным и цельным. Для этого мы должны сочинить небольшой рассказ и запоминать информацию, просто прокручивая в мыслях или рассказывая вслух придуманную историю.
    При сочинительстве нам следует руководствоваться правилами:

  • История должна быть захватывающей, оригинальной и веселой. Помним о том, что человеку сложно запомнить что-то обычное, в то время как мистический или поражающий воображение материал «схватывается» памятью с легкостью.
  • Нам следует обязательно иллюстрировать в мыслях сочиненный рассказ. Подобно комиксу «рисуем» картинки к каждому предложению. Стараемся запомнить предложения в виде ярких иллюстраций. Забавные рисунки прочно закрепятся в памяти.

  • Фактор 6. Целеустремленность
    Помним: четко установленная цель работы над информацией помогает прочно усвоить сведения. Экспериментально доказано, что многократное чтение текста не обеспечивает его запоминания, если у человека отсутствует цель этого действия.
    То есть, если учащемуся сообщить: «Прочитай текст пять раз», он плохо запомнит его содержание. Однако если сказать: «Прочитай рассказ, чтобы ты его потом мог пересказать», то незнакомый материал запомнится хорошо.

    Фактор 7. Секрет непроизвольного запоминания
    Запоминание информации может проходить двумя способами: непроизвольно и произвольно. Первый вариант – пассивное запоминание происходит естественным образом, без участия сознания и прикладывания волевых усилий. Этот непроизвольный процесс стартует, когда на нас произвело сильное впечатление какое-то важное событие, необычная ситуация, волнующие явления или трагические происшествие. Под действием интенсивной эмоции запускается естественный процесс запоминания, при этом индивид не осознает причин, давших старт прочной фиксации событий.

    Можно использовать выгоду от возможностей непроизвольного запоминания. Для этого подбираем такие источники учебного материала, которые могут нас удивить и шокировать. Благодаря включению пассивного запоминания в нашем компьютере отложиться часть информации.


    Как активировать произвольную память: соблюдаем требования быстрого запоминания

    Практически весь новый материал усваивается в результате действий произвольной памяти. Такой процесс активного запоминания происходит благодаря волевым усилиям человека, наличию определенной цели, осознанным пониманием задачи, использованием специальных техник. Какие требования обеспечивают эффективность произвольной памяти?

    Логическая связь
    Чтобы усвоить новые сведения, человек должен понимать, каким образом новая информация связана по смыслу с данными, которыми он уже владеет. Логически цельная, понятная индивиду информация запоминается значительно быстрее, чем не связанные между собой отрывки сведений.

    Самостоятельная работа
    Установлено, что проще запомнить тот материал, который является результатом собственной деятельности человека. Проиллюстрируем на примере: рабочий, который возводил ступеньки на входе в офисное здание, будет точно знать их количество. В то же время сотрудники офиса, которые дважды в день проходят по этим ступенькам, не смогут сказать их число.
    Почему? Потому что, ступеньки для рабочего – плод его труда, а для сотрудников – окружающие условия. Этой же закономерностью объясняется надежное запоминание текста, собственноручно переписанного, чем эпизода из рассказа, прочитанного в книге.

    Верное намерение
    От конечной цели изучения материала зависит продолжительность сохранения сведений. Если мы ставим цель: выучить правило, чтобы успешно сдать экзамен, то, вероятнее всего, мы в ближайшем будущем забудем эту информацию. Если же нашим намерением будет: запомнить правило, чтобы в дальнейшем использовать его при написании статей, то данные прочно отложатся в нужном «файле».

    Понимание
    Четкое понимание изучаемой информации – основа запоминания, гарантия перемещения сведений в долговременное хранилище. Как добиться понимания материала?

  • Нам следует прочитать информацию один раз для составления общего представления о его содержании.
  • Устанавливаем логическую связь между отдельными частями изучаемых данных.
  • Кратко резюмируем изученные факты.

  • После того как мы выполнили ряд условий, необходимых для запоминания информации, переходим к непосредственному применению существующих методов развития памяти.

    Метод 1. Нахождение сходства и различий
    Нам значительно проще запомнить стимульный материал, в котором обнаруживаются схожие или противоречивые свойства. Эффективность деятельности нашей памяти возрастает, когда в предъявленной информации нам удается выявить важные характеристики. Сравнивая установленное сходство или различие, в памяти возникают ассоциации с явлениями, которые были изучены ранее.

    Например, если мы стремимся запомнить рецепт нового мясного блюда, мы изучаем входящие в его состав ингредиенты и определяем между ними связь. Наверняка кусок запеченной свинины у нас ассоциируется с натиранием полуфабриката солью, перцем. В то же время, изучая этот рецепт, мы устанавливаем противоречия – компоненты, несоответствующие прежним способам готовки, например: горчичный соус. Таким образом, у нас в мыслях формируются две колонки: левая – одинаковые ингредиенты (ранее нам известные), правая – другие компоненты (отличные). Расчленив информацию на две части: сходства и различия, нам будет проще удержать в памяти новый рецепт.

    Метод 2. Систематизация
    В наш мозг ежесекундно поступает огромное количество разрозненных и беспорядочных сведений. Такая информация требует обязательной предварительной обработки. Один из видов эффективного переосмысления данных – систематизация. Этот процесс предусматривает сознательное расположение сведений в определенном порядке. Это выработка системы, в которой факты размещены в определенной последовательности, разрозненные знания упорядочены.

    Систематизация информации в сознании схожа с поиском нужного продукта в огромном супермаркете. Представим, что мы отправились в крупный торговый центр с целью купить пакет натурального кофе определенной марки. Поиск нужного товара у нас займет немного времени. Почему? Потому что мы имеем представление, где расположен в супермаркете отдел продовольственных товаров. Мы, ориентируясь на указатели, находим секцию бакалейных товаров. Разыскиваем полки, где размещены различные виды кофе. Мы находим продукцию интересующего производителя, выбираем нужный помол и берем пакет нужного веса.

    То есть, последовательно передвигаясь от общего к частному, нам удается достигнуть цели. То же самое требуется для запоминания и последующего воспроизведения информации из хранилища мозга: правильно систематизировать части материала, определив прочную логическую цепочку.

    Метод 3. Классификация
    Суть этой техники: упорядочивание изучаемого материала в простые схемы, группировка данных по определенным признакам. Классификация подразумевает интеллектуальную переработку сведений для построения собственной логической схемы. Во время мыслительной обработки информации активизируются участки головного мозга, что обеспечивает прочное сохранение материала.

    Приведем пример. Нам необходимо в течение минуты запомнить тридцать слов, которые, на первый взгляд, не имеют общего сходства. Однако внимательно изучив написанное, удается обнаружить, что все слова удобно разделить на шесть категорий по пять слов в каждой. В итоге у нас возникает таблица:

  • овощи: огурец, картофель, морковь, свекла, помидор;
  • растения: береза, сосна, тополь, фикус, орхидея;
  • мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф;
  • электроприборы: холодильник, телевизор, тостер, миксер, блендер;
  • продукты питания: сахар, мука, соль, масло, рис, макароны;
  • канцелярские товары: ручка, карандаш, линейка, циркуль, ластик, бумага.

  • Классифицировав слова в категории с общим определением, вслух повторяем каждую цепочку по три раза. При этом стараемся, чтобы каждый элемент вызвал яркий образ. Изначально разрозненный набор слов запомнен.

    Продолжением описанных выше методов станут следующие действия по запоминанию.

  • В изучаемом материале выделяем компоненты с противоположными характеристиками. Например: веселый мальчик – грустная девочка. Такие антонимичные образы хорошо откладываются в памяти, становясь основой для запоминания информации в целом.
  • Сравниваем объекты, которые относятся к одной категории, но имеют значительные отличия друг от друга. Например: желтый кислый овальный лимон – красное сладкое круглое яблоко.
  • Обнаруживаем и анализируем подобные признаки у объектов, расположенных в разных категориях.
    Например: кровать – мебель, компьютер – техника, однако и то, и другое присутствует дома.
  • Как улучшить память: учитываем особенности психики

    Всем известна поговорка: «Куй железо, пока оно горячо». Это высказывание точно иллюстрирует процессы, происходящие в нашей памяти. Чтобы запомнить максимальное количество сведений, не тратить время на его длительное зазубривание, необходимо приступить к повторению материала непосредственно после знакомства с ним.
    Именно поэтому педагоги рекомендуют приступить к выполнению домашнего задания в тот же день, когда был прослушан материал. Откладывание повторение изученного на потом приведет к тому, что придется усваивать урок с самого начала.

    Это происходит из-за особенностей забывания: новая или более интересная информация вытесняет из памяти более ранние сведения, которые со временем утрачивают свою актуальность.
    Не менее дельный совет: проделывать аналитическую работу над изучаемым материалом. Это означает: выполнять краткий пересказ, схематический конспект непосредственно после знакомства с новой темой. Рекомендуется возвращаться к краткому аналитическому обзору в тот же день, затем увеличивать интервал повторов. В таком случае изучаемый материал прочно зафиксируется в долговременном хранилище.
    Психологами открыта интересная закономерность памяти человека, именуемая «эффектом начала и конца». Установлено, что легче всего запоминаются сведения, расположенные в начальной и завершающей частях материала. Поэтому после знакомства с данными целесообразно начать изучение темы со срединной части.
    Полезный совет для тех случаев, когда необходимо запомнить большой объем информации. Необходимо разбить сведения на несколько логичных частей. У нас гарантированно отложится в памяти начало и концовка каждой части, тем самым мы сэкономим время для запоминания середины.

    Хотя знаменитая пословица утверждает: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», информация, воспринимаемая на слух, значительно быстрее запоминается и удерживается прочнее. Для развития слуховой памяти необходимо ежедневно читать вслух небольшие рассказы. Сразу после завершения чтения нужно три раза пересказать своими словами его содержание.
    Для тренировки зрительной памяти подойдет простой способ. Берем детскую иллюстрацию с красочными изображениями и в течение минуты рассматриваем десять объектов. Закрываем книгу, стараемся назвать все картинки поименно. Постепенно увеличиваем число картинок для запоминания.



    Для развития памяти можно использовать таблицу Шульте, применяемую для формирования навыков скорочтения. Однако наша цель – запомнить расположенные в таблицы числа после непродолжительного ознакомления.


    Помним о том, что после двадцати минут работы снижается концентрации внимания, соответственно, ухудшается запоминание сведений. Для поддержания на высоком уровне производительности мозга, необходимо после 20 минут интенсивного умственного труда делать пятиминутный перерыв, переключая внимание на другой объект.

    Учитываем, что возможности нашей памяти имеют определенные биологические ритмы. Для качественного запоминания желательно осваивать новые знания в часы максимальной активности организма. Непосредственно перед сном не следует делать значительных трудовых подвигов, ограничившись кратким обзором изучаемого материала. Полученные сведения за день прочно запечатлеются в памяти во время ночного отдыха.

    Вместо послесловия
    На просторах интернета можно отыскать много наглядного материала – тренировочных упражнений для развития памяти. Ежедневная получасовая практика уже через месяц покажет отличные результаты.

    Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика Ассман Алейда

    Накопительная и функциональная память

    Если живые воспоминания безвозвратно утрачиваются с уходом их носителя, для материальных следов культуры существует шанс на «вторую жизнь» в институциях вне прежнего функционального контекста60. То, что находит свое место в музеях, библиотеках и архивах, собирается, хранится и каталогизируется там, получает шанс на необычайное продление своего существования. Однако предпосылки и условия для возникновения культурной памяти описываются таким образом еще весьма неполно. Ведь культурная память создается не только задним числом, посредством собирания и сохранения предметов прошлого, но и посредством целенаправленного отбора и формирования того, что должно быть перенесено из наших дней в будущее на неопределенный срок. Чтобы лучше понять оба названных аспекта культурной памяти, следует провести различие в динамике культурной памяти между «накопительной памятью» и «функциональной памятью» общества. Это различие отражает противоречивую структуру памяти, в которой сочетаются, взаимно проникая друг в друга, припоминание и забвение. Ведь многое из того, что мы забываем, утрачивается не навсегда, а оказывается лишь временно недоступным61. То, что в индивидуальной памяти погружается в неразличимость забвения, при определенных обстоятельствах может вновь всплыть на поверхность, как пирожное «мадлен» пробудило в лирическом герое Пруста воспоминания о глубоко забытом. Зачастую мы называем забвением всего лишь латентную память, к которой мы потеряли пароль; если он случайно находится, то к нам неожиданно возвращается кусочек чувственно ощутимого прошлого. О подобном возврате можно говорить тогда, когда определенные элементы, осевшие в накопительной памяти, по-новому актуализируются в сознании, причем, наоборот, именно эти сохранившиеся элементы формируют нынешнюю мысль. Говоря словами Вальтера Беньямина, следы прошлого, контактируя с нынешней мыслью, порождают состояние «читаемости». Возникают все новые и новые виды «избирательного сродства» между продолжающимся настоящим и прошлыми эпохами. Ту же роль, которую, по определению Пруста, «непроизвольная память» («m?moire involontaire») исполняет для индивидуума, архив или накопительная память играет для культурной памяти: хранилище для латентных воспоминаний, час которых уже миновал или еще не настал. Прустовской непроизвольной памяти соответствуют на уровне культуры материальные реликты минувших эпох, уже вышедшие из употребления и не интегрированные в настоящее, но все еще где-то существующие. Ведь то, что в определенный момент времени общество выбраковывает, лишает своего внимания и чем оно пренебрегает, еще не совсем утрачено и забыто; материальные следы могут быть собраны и сохранены для другой эпохи, когда они будут вновь открыты и заново истолкованы.

    Различие между накопительной и функциональной памятью можно наглядно продемонстрировать на примере художественного музея, который в своей постоянной экспозиции выставляет определенный набор картин, закрепляя его в сознании и памяти посетителей; однако в музейных запасниках хранится гораздо большее количество художественных произведений различных жанров и эпох. Такой музей выполняет две четко различаемые функции: во-первых, это функция ценностного канона с его отражающей и формирующей вкусы ориентацией, а во-вторых, это функция исторического архива . Сохранение, консервация вещей является лишь одной стороной культурной памяти, ее другая сторона состоит в строгом отборе, активной оценке и индивидуальном освоении. Функциональная память страдает постоянным дефицитом места. Попадающее туда – от канона библейских текстов до канона литературной классики – проходит жесточайшую селекцию. Процедура «канонизации», которая подразумевает наряду с селекцией также фиксацию и ауратизацию текстов или картин, обеспечивает им место не только в пассивной, но и в активной памяти общества. Ведь канонизация означает еще и принятие на себя трансисторических обязательств снова и снова продолжать прочтения и толкования. Поэтому, несмотря на динамику ускоренных инноваций, то, что входит в функциональную память, остается в программах учебных заведений, в репертуарных планах театров, в музейных залах, в концертных или издательских программах. То, что заняло свое место в функциональной памяти общества, претендует на все новые постановки, выставки, на все новые прочтения, толкования, обсуждения. Подобное сохранение культурных артефактов и обращение к ним приводят к тому, что некоторые из них не становятся чуждыми, полностью безмолвными, а ревитализируются из поколения в поколение через соприкосновение с меняющейся современностью.

    Накопительная память также хранит лишь малую часть культурного наследия. Она тоже всегда является продуктом забвения; и здесь срабатывают механизмы отбора, обесценивания, разрушения и утраты. Но она предоставляет гораздо больше места и не производит столь жесткой селекции, поэтому накопительная память библиотек и архивов оказывается заполненной до предела. Подобная наполненность накопителя, как заметил уже Монтень, а позднее Ницше, является оборотной стороны его пустоты. Консервация и хранение служат необходимой предпосылкой для культурной памяти; однако лишь индивидуальное восприятие, оценка и усвоение сохраненных материалов, как это происходит благодаря средствам массовой информации, культурным и образовательным учреждениям, делают ее культурной памятью . Накопительная память – это архив культуры, где хранится определенная часть материальных следов минувшего времени, утративших живую и контекстуальную связь со своими эпохами. Визуальные или вербальные документы становятся немыми свидетелями прошлого, ибо утрачены связанные с ними повествования и воспоминания. Это содержимое накопительной памяти резко отличается от культурных артефактов, хранящихся в функциональной памяти, ибо последние особенно защищены от процессов забвения и отчуждения. Разумеется, институционально обеспеченная долговременность артефактов не исключает их возвращения в культурную память. Это происходят благодаря тому, что граница между функциональной и накопительной памятью не является герметично непроницаемой, эта граница может быть преодолена в обе стороны. Элементы функциональной памяти, которая активизируется волей и сознанием, постоянно уходят в архив, если к ним падает интерес; а из «пассивной» накопительной памяти сделанные в ней открытия вновь возвращаются в функциональную память.

    Структура культурной памяти определяется напряженным взаимоотношением между функциональной и накопительной памятью, между припоминанием и забвением, между сознательным и бессознательным, между явным и латентным. Подобная динамика делает культурную память гораздо более сложным образованием, гораздо более изменчивым и одновременно более гетерогенным, хрупким и спорным, чем национальная память, ориентированная на единство и однозначность. Предназначение как национальной, так и культурной памяти заключается в передаче опыта и знаний из поколения в поколение, благодаря чему формируется долговременная социальная память. Но оба вида памяти различаются самими формами своей репродукции. Если политическая память достигает стабилизации за счет чрезвычайной плотности содержания, высокой символической интенсивности, коллективных ритуалов и нормативной обязательности, то культурная память характеризуется необходимым многообразием воплощения в текстах, визуальных образах, трехмерных артефактах. Оба вида памяти базируются на символических средствах , которые обеспечивают либо «долгосрочность» с помощью таких технологий сохранения, как письменность и изображение, либо «повторяемость» с помощью таких перформативных технологий, позволяющих осуществлять обновление, как ритуал, участие и усвоение. Политическая память отдает предпочтение коллективным формам усвоения, а для культурной памяти центральную роль играют индивидуальные способы обращения к ней.

    Содержимое культурной памяти – локализованное в виде библиотек, коллекций, скульптур или архитектурных сооружений и темпорализованное в виде празднеств, обычаев и ритуалов – нуждается по ходу истории в постоянном истолковании, обсуждении и обновлении, поскольку это содержимое усваивается следующими поколениями и должно соответствовать актуальным потребностям, вызовам современности. Политическая память имеет тенденцию к унификации и инструментализации, а вот культурная память в силу своих медиальных и материальных свойств противится подобному сужению. Содержимое культурной памяти невозможно подвергнуть радикальной унификации. Это не позволяет сделать само устройство накопительной памяти, которая вбирает в себя именно то, что утрачивает актуальные связи и тем самым открывает в себе историческое измерение. То же можно сказать и о функциональной памяти, чьи компоненты принципиально открыты для множества различных толкований и должны осмысляться заново, опираясь на множество различных индивидуальных позиций и многообразие опыта.

    Из книги Философский словарь разума, материи, морали [фрагменты] автора Рассел Бертран

    68. Память Подлинная память, которую мы должны сейчас попытаться понять, заключается в знании о прошедших событиях, однако не во всяком таком знании. Немалая часть знания о прошедших событиях, например то, что мы узнаем, читая историю, находится в одинаковом положении со

    Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

    Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

    Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

    Функциональная жестуальность контроля В своем практическом опыте мы ощущаем, как истончается жестуальная опосредованность человека и вещей. В бытовой технике, автомобилях, «гаджетах», системах отопления, освещения, информации, транспорта от человека требуется лишь

    Из книги Общество потребления автора Бодрийар Жан

    Функциональная форма: зажигалка Обо всем этом и говорит стилизованная обтекаемость «функциональных» форм; их внутреннюю динамику образует симулякр утраченной символической соотнесенности, они пытаются с помощью знаков заново внести в мир целесообразность. Такова

    Из книги О четверояком корне закона достаточного основания автора Шопенгауэр Артур

    «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ» ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ Итак, степень совершенства той или иной машины постоянно выставляется как прямо пропорциональная степени ее автоматизации. Но, чтобы автоматизировать машину, приходится отказываться от многих ее рабочих возможностей. Чтобы

    Из книги Простая правильная жизнь автора Козлов Николай Иванович

    ПАМЯТЬ Индийские философы не обратили на память (смрити) того внимания, которого она заслуживает. Если ее трактуют как средство знания, то подводят под рубрику анубхавы, которая бывает непосредственная или посредственная, и тогда ее называют смрити. Предполагается, что

    Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

    154. ПАМЯТЬ Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые придут после.Библия - Экклезиаст, 1:11Благословен, кто вспоминает то, что забыто.Агнон - Из эссе, 1952 г.Если б человек не обладал способностью забывать, его бы никогда не покидала

    Из книги Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы автора Бодрийар Жан

    Функциональная красота В этом долгом процессе сакрализации тела как экспоненциальной ценности, функционального тела, то есть такого, которое больше не является ни «плотью», как в религиозном видении, ни рабочей силой, как диктует индустриальная логика, но взято в его

    Из книги Практикум лидера автора Менегетти Антонио

    Культ искренности и функциональная терпимость Чтобы иметь возможность быть произведенным и потребленным как материальные блага, как рабочая сила и в соответствии с той же логикой, отношение должно быть «освобождено», «эмансипировано», то есть оно должно освободиться

    Из книги Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика автора Ассман Алейда

    § 45. Память Особенность познающего субъекта, вследствие которой он в воспроизведении представлений тем легче повинуется воле, чем чаще такие представления уже возникали у него, т. е. его, способность к упражнению, есть память. Я не могу согласиться с обычным пониманием

    Из книги автора

    Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

    Из книги автора

    Из книги автора

    Экскурс: функциональная калькуляция остатка Социальное занято тем, что устраняет всякий прирост богатства. Если бы дополнительное богатство было пущено в процесс перераспределения, это неизбежно разрушило бы социальный порядок и создало недопустимую ситуацию

    Из книги автора

    8.4. Утилитарно-функциональная идентичность бизнеса Зарабатывать деньги – значит иметь возможность реализовывать себя, становиться главным действующим лицом (протагонистом) истории, обретать независимость. По статистике, потребительство чаще встречается среди бедных,

    Из книги автора

    «Я-память» и «меня-память» (Гюнтер Грасс) «Я вспоминаю…» – этими словами Гюнтер Грасс начал свою речь 1 октября 2000 года в Вильнюсе на «Литовско-германском диалоге о будущем памяти»169. Для участия в диалоге по приглашению Института имени Гете в барочный Вильнюс вернулись

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто