Животные являются нашими меньшими братьями. Почему животных называют братьями нашими меньшими

Почему мы животных называем «братья наши меньшие» Выражение «братья наши меньшие» широко распространено в повседневной жизни. Откуда оно произошло - точно не известно. Но существуют неоспоримые факты, доказывающие схожесть в поведении животных и человека. Сейчас во многих литературных изданиях и даже на просторах интернета можно встретить упоминание о животных, как «о братьях наших меньших». Но мало кто задумывался о том, откуда впервые пошло подобное определение, и почему именно оно используется в отношении животных. Первые подобные метафоры можно встретить в Евангелие, но кого конкретно имел в виду составитель Писания под этим словосочетанием, определить очень проблематично. Одним из первых подобную метафору в более конкретном определении приводит Сергей Есенин в своем стихотворении. Его выражение быстро подхватили другие известные поэты и обычные люди, так что оно со временем стало нарицательным для всех возможных видов животных. Но разве это только интерпретация поэтов? Необходимо разобраться в этом вопросе более подробно. Существует распространенное мнение о том, что животные полностью не похожи на человека. По мнению многих людей, у них нет многих чувств, присущих человеку и даже морали, так что трудно сравнивать с ними людей. Но так ли это на самом деле? Многие считают животных крайне неразумными и отмечают их невозможность решать задачи нетривиальными способами. Но на деле в животном мире это встречает сплошь и рядом. Многие виды приматов пользуются примитивными орудиями труда, большинство развитых видов умеют использовать камни для своих целей. Животные постоянно используют свой интеллект для решения самых рядовых задач. Возможности человека в этом плане значительно выше, но исходя из названных фактов, трудно назвать животных неразумными. Животным присуще чувство эстетики, как и человеку. Многие виды птиц любят собирать блестящие предметы. Эти объекты нельзя съесть или как-то использовать, птицы просто любуются ими. Птица шалашник строит свои гнезда в виде шалашей и украшает свой дом цветами, укрепляя их между элементами гнезда. Они меняют цветы каждый день по степени их увядания, и это является явным фактом тяги к прекрасному. У животных существует и собственная мораль, хоть и более простая, чем у человека. Хищники почти никогда не убивают друг друга во время борьбы за ресурсы, одно из животных подает знак поражения, после чего победитель позволяет ему уйти. Многие виды животных стараются помочь собратьям в случае опасности или ранения, выручая их из беды, даже рискуя собственной жизнью. Животным присуще многие чувства, которые позволяют им быть похожими на людей. Именно по этому их можно назвать «меньшими братьями человека», которые хоть и уступают ему по многим показателям, но имеют признаки человечности.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

представители животного мира, звери, животные. Считается, что выражение восходит к стихотворению Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (1924), где есть такие строки:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Однако есть версия, что это выражение использовалось в печати и до Есенина. В старину братьями нашими меньшими (молодшими, младшими) назывались удельные князья по отношению к великому князю, а также - просто люди невысокого общественного положения, нуждавшиеся в защите и помощи. В начале XX века меньшими (младшими, низшими) братьями в России стали называть и животных, что было связано с гуманной деятельностью известных дрессировщиков братьев Дуровых, которые считали животных очень разумными и добрыми существами и добивались больших результатов в дрессировке с помощью ласки и доброты.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БРАТЬЯ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • БРАТЬЯ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне своих братьев здоровыми и полными энергии - значит, что у Вас будет причина радоваться своей собственной или …
  • НАШИ
    мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • «НАШИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    СПИСАННЫЕ С НАТУРЫ РУССКИМИ», русский литературный альманах, один из ранних опытов натуральной школы; составлен А. П. Башуцким, издавался в Петербурге …
  • БРАТЬЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    братьев. Мн. ч. от брат в 1, 3 и 4 …
  • НАШИ
    наши мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    братья мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, …
  • НАШИ
    мн. разг. Близкие, родные, …
  • БРАТЬЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, …
  • НАШИ
    I мн. разг. 1. Близкие, родные, родственники. 2. Граждане России. II мест. 1. Принадлежащие нам. 2. Свойственные нам, характерные для …
  • БРАТЬЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I мн. разг. Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами; собратья, единомышленники. II мн. Члены какого-либо религиозного братства. …

  • первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые — те, которые происходят от одной матери, но от …
  • ЕДИНОКРОВНЫЕ И ЕДИНОУТРОБНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей; вторые? те, которые происходят от одной матери, но …
  • ПЛИМУТСКИЕ БРАТЬЯ в Словаре Кольера:
    или просто "братья" ("бретрены"), религиозная группа, оформившаяся в Ирландии и Англии в первой четверти 19 в. под руководством Джона Дарби …
  • ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-18 Time: 07:49:07 = Б = * Бессилие есть единственный недостаток, который невозможно исправить. * Благодарность — просто тайная …
  • ФИЛОСОФИЯ В БУДУАРЕ в Цитатнике Wiki.
  • НАША RUSSIA в Цитатнике Wiki.
  • ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТА (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:06:11 Цитаты из романа-утопии «Железная пята», 1908 (автор Джек Лондон) * Никогда в истории человеческое общество …
  • ГЕРОИ (ТЕЛЕСЕРИАЛ) в Цитатнике Wiki.
  • ВЛАДИМИР ВОЛЬФОВИЧ ЖИРИНОВСКИЙ в Цитатнике Wiki.
  • АКТЁР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-15 Time: 11:28:27 * Актер — это человек, который не слушает, пока говорят не о нем. (Марлон Брандо …
  • ИОСИФ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (прибавление, присовокупление) - имя нескольких лиц: Быт 30:23 и др. - старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, …
  • ШЮТЦ РОЖЕ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Роже Шютц (1915 - 2005) - основатель экуменической общины Тэзе. Родился 12 мая …
  • ТЭЗЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тэзе - деревня в Бургундии (Франция); экуменическая община, расположенная в бургунской деревне Тэзе. Экуменическая …
  • ПЛАЧ 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Плач Иеремии. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • НЕЕМ 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Неемии. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • КИРИЛЛ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Кирилл (до принятия схимы - Константин) (+ 869), славянский первоучитель. Вместе со своим …
  • ДЕЯН 7 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Деяния святых апостолов. Глава 7 Главы: 1 2 3 4 …
  • БЫТ 37 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 37 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • АНТОНИЙ ВИЛЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний Виленский (в язычестве - Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. …
  • 3 ЕЗД 10 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Третья книга Ездры. Глава 10 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 ПАР 29 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Паралипоменон. Глава 29 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ПАР 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ПАР 26 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Паралипоменон. Глава 26 Главы: 1 2 3 4 …
  • 1 ЕЗД 9 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Ездры. Глава 9 Главы: 1 2 3 4 …
  • ШАМИЛЬ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении …
  • ГОНКУРЫ в Литературной энциклопедии:
    — Эдмон и Жюль — французские писатели, братья, долголетнее лит-ое сотрудничество которых — редкий …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРЕССОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    профиль, длинномерное металлическое изделие, полученное прессованием (выдавливанием) в матрицу. По конфигурации поперечного сечения П. п. разделяют на сплошные и …
  • НЕФТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нефть (через тур. neft, от перс. нефт) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся …
  • КОНДЕНСАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    электрический, система из двух или более электродов (обкладок), разделённых диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок; такая …
  • ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    океан, третий по величине океан на Земле (после Тихого и Атлантического). Расположен большей частью в Южном полушарии, между Азией на …
  • ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языка, элементы, единообразные и неразложимые с точки зрения определённого уровня членения текста (фонологического, морфологического и т. д.) и противопоставленные друг …
  • ГОНКУР ЭДМОН, ЖЮЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Goncourt) де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, - 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, - 20.6.1870, там же), французские писатели. Их …
  • ГЛОССЕМАТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. glossa - язык), лингвистическая теория, возникшая в кружке датских лингвистов Копенгагенского университета в середине 30-х гг. 20 в. …
  • ШАМИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с русскими за независимость. Родился в селении Гимры около …
  • ЧЕРНОМОРСКАЯ БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.

Животное-значит живое, многие называют их«братья наши меньшие».Почему братья? Да, ведь они такие же как мы.Всё слышат и всё понимают, говорят животные не способны разговаривать, но если так, что тогда «МЯУ»,«ГАВ» и все подобные звуки? Нет, это не просто звуки, так они общаются с нами.Эти милые созданья больше чем просто комок шерсти.

Вот например котики и кошечки обладают удивительной способностью, когда вам плохо эти мягкие, пушистые создания приходят и ложится к вам на колени, начинает мурлыкать и мяукать, когда гладишь своего котёнка понимаешь, что ты не один, даже если рядом нет людей и сразу становится легче на душе...

Но к сожалению люди часто бывают жестоки с животными.Недавно я прочитала историю про кота, очень задело, поэтому хочу рассказать её вам.Мальчик описывает историю из своей жизни:«А у нас во дворе жил кот.Обычный, беспородный, только жизнь его здорово потрепала, как и людей.Когда-то он потерял часть хвоста-остался лишь короткий обрубок.Левое ухо было порвано, сросталось плохо.Один глаз из-за шрама не открывался, а только щурился.На самом деле кот этот был добрый.На людей не злился, хотя люди его не жаловали.И звали его-Уродом.Не Ваской, не Брсиком, а Уродом.Да впрочем, глядел он страшно, сам понимаешь.А он может и понимал, что слово оскорбительное, да на людей не обижался».Некоторые события я пропускаю «Сосед натравил на кота собак, убежать или залезть на дерево он не мог из-за больной лапы».Когда мальчик увидел кота он лежал в луже крови и умурал.Мальчик взял Урода и бережно принёс ео домой.«Урод вдруг попытался замурлыкать, он не хрипел и не выл, а пытался мурлыкать».Кот умер у мальчика на коленях.Мальчику было жалко Урода, он сидел с ним на коленях и долго плакал… Задумайтесь! Как иногда мы бываем жестоки с животными, а может и не только с животными… Как частомы обижаем их, как издеваемся над ними, а может и не только над ними!

Вот ещё одна история, уже из моей жизни.Моя семья спасла уже трёх котов, в разное время, конечно.Cемь лет назад когда я с мамой шла из школыя увидела маленького котёночка.Был конец сентября, холодно.Мы взяли его домой, помыли, оставили его жить у себя, хотя сначала папа был против, но потом привык.И сейчас Рыжик живёт с нами стал жирным, красивым котом, не известно, что было бы с ним если бы не люди...

В том же году, только уже в январе.У нас в подъезде сидел кот, у него не было одной лапки, только торчали кости-остатки от неё.Нам стало его жалко и мы оставили его себе, причём иницеатором был папа.Сейчас ксожалению Сильвера уже нет, в прошлом году в мае он пропал… А в июне или июле прошлого года, точно не помню.Папа с моим маленьким братиком гуляли и увидели маленького котёнка-кошечку, увидели! Это сейчас я так пишу об этом, они не увидели, а спасли её отверной смерти.Папа рассказывал, что она сидела на дороге и прямо на неё ехал автобус, водитель видеть её не мог она маленькая, а автобус грамозский.Папа стоял чуть в стороне от дороги и махал руками, его водитель увидел и остановился, так кошечка осталась жива.Это хороший пример не только любви к животным, но и помощи слабому, несмотря ни на какие обстоятельства, тогда папе было всё равно как он выглядил и, что о нём подумают люди, ему главное было спасти кошечку.Потом они привезли её к нам домой, сначала мы хотели нати ей хозяев, но получилось так, что она осталась с нами.Так на какие же мысли наталкивают все эти истории? Разница между людьми? Думаю, нет, изночально все люди равны, нокаждый должен выбирать свой путь, от этого выбора будет зависеть вся жизнь человека.Но если вы уже в чём-то ошиблись-это не конец, не катастрофа! Каждый может измениться, главное понять свои ошибки и попытаться их исправить, если это возможно, но а если нет, хотя бы не повторять их.Только ли о животных идёт речь? Конечно нет, часто мы относимся также и друг к другу.

Задумайся об этом и постарайся не делать плохо! Но, уж, решать, что такоехорошо и, что такое плохо, каждый должен сам для себя, а другие могут только помогать вам в этом решении, направлять.

Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Братья наши меньшие

Описание материала: Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Цели:

Развитие заинтересованности и потребности в чтении научно-популярной литературы.

Воспитание чувства ответственности за братьев наших меньших.

Задачи:

Привлечь к чтению литературы о многообразии животного мира.

Привить любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру. Воспитать чувство ответственности за судьбу домашнего питомца.

Оборудование:

Стенд с фотографиями домашних питомцев. Выставка книг: «Наши верные друзья». Запись песни «Собачья песня»: музыка С.Никитина, слова Ю. Мориц.

Раздаточный материал : Конверты с разрезанными картинками «Сказки о животных»; карточки с половинками пословиц и поговорок о кошках.

Ход урока:

Звучит запись песни «Собачья песня».

Библиотекарь:

Ребята! Много тысяч лет живут на планете Земля рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Русский поэт Сергей Есенин с любовью называл зверей «братьями нашими меньшими». Я думаю, вы тоже любите животных.

Сегодня мы поговорим о наших домашних питомцах. Наверное, почти у каждого из вас есть дома собаки, попугаи, рыбки, хомячки, кошки. Ещё в древние времена человек начал приручение диких животных, таких как собака, лошадь, корова, коза, куры. И только кошка, живя рядом с человеком, оставалась самостоятельной и независимой. Как показали раскопки, приручение кошки датируется четвёртым тысячелетием до нашей эры. В Древнем Египте на рисунках, изображающих сцены домашней жизни, рядом с женщиной сидит кошка. Древние египтяне обожествляли их. Они считали, что кошка приносит счастье. Из Египта кошка распространилась в Китай, Таиланд, Бирму и на север – через Крит и Рим в Европу. Кошек называли «добрыми духами жилища». Как вы думаете, почему? Правильно. Кошка стала союзником человека в борьбе с грызунами.

Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное животное. На Руси считали, что кошка – хозяйка дома. Многие народы создавали пословицы и поговорки о кошках. Давайте вспомним эти пословицы и соберём их. На карточках написаны половинки пословиц. Вам надо их соединить, прочитать и объяснить их смысл. (Работа по группам)

Пословицы и поговорки о кошках:

Без кошки нет дома, без собаки – двора

Богат Мирошка, а животов – собака да кошка

Живёт Ермошка: есть собака да кошка

Кот - охотник до рыбы, да воды боится

Кота в меше покупать нельзя

Кошачья лапка мягка, а коготок остёр

Кошка в печурку – стужа во двор

Кошка лазит и в окошко

Кошка на печке, пёс на крылечке

Кошка спит, а мышей видит

Кошка с дома, мыши в пляс

Кошке – игрушки, а мышке - слёзки

Кошки – со двора, а мыши – по столам

Отчего кот гладок? – Поел, да и на бок

Рано пташка запела, как бы кошка не съела

Часто кошки встречаются в сказках, выступая всегда в роли помощников человека. Назовите произведения, в которых встречаются эти известные пушистые герои:

Кот Базилио (А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Кот Епифан (Е.И.Чарушин «Кот Епифан»)

Котёнок Тюпа (Е.И.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «О том, как Тюпа снова сделался маленьким», «Почему Тюпа не ловит птиц»)

Кот Матроскин (Э.Н.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Семейство кошек (С.Я.Маршак «Кошкин дом»)

Кот Леопольд (А.И.Резник «Приключения кота Леопольда»)

Кот учёный (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Кошка Мурёнка (П.П.Бажов «Серебряное копытце»)

Кот в сапогах (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Кот Фёдор Тимофеевич (А.П.Чехов «Каштанка»)

Чеширский кот (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Сказки («Репка», «Кот и лиса», «Кот – серый лоб, козёл да баран», «Кот, воробей и петух», «Кот, петух и лиса» и другие) (Ответы детей)

Ребята, обратите внимание на выставку книг «Наши верные друзья». Сейчас мы постараемся вспомнить все эти произведения и соберём разрезанные картинки, которые собраны в конвертах «Сказки о животных». (Дети собирают картинки).

Послушайте рассказ Льва Толстого «Котёнок»

Вопросы:

  1. Любили ли Катя и Вася котёнка?
  2. Почему они оставили его одного и правильно ли они поступили?
  3. Почему Вася бросился спасать котёнка?

Если вы берёте на себя ответственность, заботится и ухаживать, воспитывать и дружить со своим питомцем, то вы за него в ответе на всю жизнь.

Ребята, а какие породы кошек вы знаете?

(Ангорская, европейская, египетская, китайская бесшерстная, персидская, русская, сиамская, сибирская и другие.)

Интересные факты:

  1. Знаете ли вы, сколько у кошек усов? (24)
  2. Сколько у кошек зубов? (30)
  3. Существуют ли памятники кошкам?

(Да. Санкт-Петербург: установлен памятник «Хорошему коту» в 2000г.;

Париж: памятник перед знаменитым университетом Сорбонны;

Москва: на углу Большого Овчинниковского переулка и Пятницкой улицы установлен памятник коту).

Борис Заходер «Песня о маленькой собачке»

У одной Собачки – хвостик;

У другой Собачки – носик;

А у Маленькой Собачки

Нет ни носа, ни хвоста.

Нету лапок,

Нету шёрстки,

Нету ушек,

Нету глазок…

Всё, что есть у той Собачки,-

Всё – СПЛОШНАЯ КРАСОТА!

Первое животное, прирученное человеком – собака. Как вы думаете, почему? Судя по археологическим раскопкам, произошло это ещё в каменном веке. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, помогать на охоте. Сегодня во всём мире насчитывается более 400 пород собак. Породы подразделяют: служебные, охотничьи и декоративные (комнатные). Служебные собаки охраняют государственную границу, военные и хозяйственные объекты, ищут и задерживают преступников. Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау и других. Для одинокого человека собака может быть единственным другом. Собаки очень преданы дому и своему хозяину.

Послушайте рассказ Е.Чарушина «Верный Трой»

Вопросы:

  1. Почему назван так рассказ?
  2. Почему Трой стал передвигаться на колёсиках?
  3. Как относится хозяин к своему питомцу?

Наверное, каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь каждому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания и заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он собаку на улицу, предал друга. Особенно много бродячих собак и кошек появляется в нашем городе летом, когда жители уезжают в отпуск, а своих питомцев выгоняют на улицу. Собравшись в стаи, такие животные вынуждены самостоятельно добывать себе пропитание. Собака – друг человека, но выгнанная из дома, она живёт по законам стаи. Жестокость порождает жестокость. Потерянная или брошенная собака всегда на совести её хозяина. Постарайтесь не делать ошибок, за которые ваша собака может поплатиться жизнью, и не обрекайте своего четвероногого друга на медленную и мучительную смерть, не предавайте его. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом. Я думаю, что вы любите своих питомцев, заботитесь о них. И мы с удовольствием послушаем рассказы о ваших домашних животных. Что они умеют, интересные факты из их жизни. (Рассказы детей)

Ребята, запомните фразу из книги Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». О братьях наших меньших нужно заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно. Мы нужны им, мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили. На следующем занятии мы продолжим разговор о братьях наших меньших. Проведём с вами викторину, конкурс чтецов, нарисуете своего домашнего питомца. А если у кого-то ещё его нет, нарисуете, кого бы вы хотели приобрести. В нашей библиотеке вы найдёте много книг, в которых рассказывается о животных, о том, как нужно за ними ухаживать, кормить, любить их. Я думаю, вы с удовольствием почитаете, эти книги и выучите стихотворения.

Цель: осуществлять воспитание подрастающего поколения, построенное на общечеловеческих ценностях, с учетом возрастных особенностей детей.

Задача:

  1. Воспитание любви к окружающему миру.
  2. Воспитание сочувствия, сострадания, доброты и сердечности как неотъемлемых качеств человеческой личности.
  3. Формировать умение видеть и понимать прекрасное вокруг нас.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы классного часа.

3. Эвристическая беседа.

  1. Кого мы называем нашими “братьями меньшими”? (Собак, кошек, птичек, других зверушек…)
  2. Почему мы их так называем? (Во-первых они неотъемлемая часть мира, который нас окружает; во-вторых, они приносят огромную пользу, а главное – они очень часто нуждаются в нашей помощи.)
  3. Вот обо всех этих аспектах сегодня и поговорим с вами. Итак, можно ли представить мир без животных и птиц? (Скорее всего, нет. Они украшают нашу жизнь, делают ее интереснее и разнообразнее, с ними веселее, спокойнее…)
  4. Кто может рассказать, какую пользу приносят животные? (Ответы учащихся. Дополняет учитель. Все знают о собаках-поводырях, о собаках, которые могут искать людей в завалах, возникших в результате стихийных и иных бедствий.)
  5. Слышали ли когда-нибудь о собаках, которые могут искать взрывчатку, наркотики?
  6. Где они могут быть использованы? (На таможне, на границе, на избирательных участках…)
  7. А что вы знаете о кошках, собаках, свинках и т.д., находящихся на службе у врачей и фармацевтов? (Ответы учащихся. Дополняет учитель. Делает вывод о том, что все лекарства проходят апробацию на животных.)
  8. Какую еще отрасль народного хозяйства можно вспомнить, говоря о пользе “наших меньших братьев”? (Сельское хозяйство и озеленение городов. Птички уничтожают вредителей зеленых насаждений.)
  9. Испокон века, еще в дальней древности кошки, собаки были нужными человеку. Почему? (Ответы учащихся. Охраняли дом, стадо, избавляли от вредных грызунов…)
  10. Но не только на Земле помогают животные людям. Не так давно в районе станции метро “Динамо” поставлен памятник собаке Лайке. В связи с какими событиями это произошло? (Первые полеты в космос. Было доказано, что живое существо может находиться за пределами атмосферы.)
  11. Как видим, польза огромная. Но почему же так много бездомных собак и кошек? (Люди безжалостны, выгоняют своих бывших друзей; люди безответственны: заводят животных, а потом ленятся за ними ухаживать – и снова беззажитные существа остаются без крова.)
  12. В чем опасность такого явления? (Выброшенные на улицу собаки сбиваются в стаи, голодают и становятся агрессивными.)
  13. Слышали вы когда-нибудь слова “Собака бывает кусачей только от жизни собачей?” В чем горькая правда этих слов? (Животные не могут сами обеспечить себя пропитанием, особенно бывшие домашние, поэтому могут стать опасными.)
  14. Можно ли избежать такой ситуации? (Ответы дают ученики.)
  15. Когда животным тяжелее всего? (В холодное время года.)
  16. Что в наших силах? (Мы можем помогать птичкам, делая кормушки.)
  17. Есть люди, к сожалению, их немного, которые организуют для животных питомники, подбирают и выхаживают больных, раненых и ослабленных животных.)
  18. Вы, наверное, читали много сказок о животных, в которых они то хитрые, то добрые, то глупые, то очень преданные…Почему в сказках животные имеют характеры, похожие на человеческие?
  19. Вы давали такие правильные ответы, наверное. Никогда никто из вас не обидит беззащитное существо. А есть ли у вас дома маленькие подопечные? А какие у них характеры? Похожи ли ваши животные на животных из сказок?

4. Заключительный этап урока.

На фоне детской песни “Люси” в исполнении Родиона Газманова проходит фотовыставка, на которую представили фотографии своих любимцев сами школьники.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто