Новый год в детском доме волонтеры. Волонтерская акция: Новый год в детском доме! Особенности волонтёрской работы в детском доме

Социальное волонтерство - весьма ответственный вид добровольной работы. Связано это с тем, что подопечные таких волонтеров - люди, столкнувшиеся в жизни с тяжелыми испытаниями, прошедшие нелегкую жизненную школу. Они часто оказываются оставленными родными и близкими на произвол судьбы, а заботы сотрудников социальных структур хватает разве что на удовлетворение элементарных нужд - присмотра, питания и т.п.

Почему волонтеры выбирают детские дома

Волонтерская деятельность, сопряженная с таким человеческим качеством, как милосердие, направлена на помощь различным категориям нуждающихся - одиноким старикам, тяжелобольным детям и взрослым, инвалидам, ветеранам войны и труда, неблагополучным и/или многодетным семьям. Но наибольшее число волонтеров задействовано в оказании поддержки самым слабым и незащищенным - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Такие малыши вызывают наибольшее сочувствие со стороны общества, поскольку являют собой наиболее беззащитных его представителей - не имея папы и мамы, родного дома, любящих близких, они вынужденно лишены нормального детства, а возможно, и благополучного будущего. Ведь этим детям недоступна постепенная интеграция в социум под руководством старших членов семьи. Разумеется, сиротам необходимо гораздо большее внимание общества, и волонтеры стараются, насколько это возможно, восполнить для этих деток недостаток заботы и тепла.

Еще одна причина, по которой многие волонтерские группы делают основой своей деятельности помощь детским домам - с малышами работать куда приятнее. Они дарят позитивные эмоции, улыбки и хорошее настроение. Помощь бездомным, брошенным старикам и людям с тяжелыми заболеваниями и ограниченными возможностями такой отдачи не дает. Да и не каждому волонтеру хватит моральных сил постоянно видеть горе и страдание.

Особенности волонтерской деятельности в детских домах

В первую очередь, каждому волонтеру, стремящемуся помогать детям, которые содержатся в сиротских учреждениях, важно иметь первичное представление о том, что их ждет в стенах детдома. Ведь дети-сироты разительно отличаются от “семейных” детей не только в плане поведения. Это, как правило, серьезное отставание интеллектуального, эмоционального и психического развития, а также отсутствие доверия к миру и неуверенность в своих силах.

Такая картина зачастую приводит к тому что 90% выпускников детских домов не могут найти свое место в жизни и стать полноценными членами общества. Эту тенденцию должны понимать социальные волонтеры, если они хотят принести реальную пользу детям-сиротам.

Да и маленьким подопечным благотворительных фондов нужны вовсе не подарки и развлекательные мероприятия - хотя для сирот (как и для вообще любых детей) это любимая часть общения с волонтерами. И тому, и другому дети рады, но они очень быстро привыкают к тому, что каждый посетитель детского дома стремится одарить их и вниманием, и сладостями с игрушками. И все же куда острее сиротам требуется помощь в социализации и профориентации - во всем, что поспособствует им в успешной адаптации во взрослой жизни в будущем, когда они покинут стены учреждения.

Волонтеры должны понимать, что на них, как и на сотрудников детских домов или школ-интернатов, возложена определенная ответственность за маленьких подопечных, за их психо-эмоциональное состояние. Поэтому, собираясь заняться тем или иным видом деятельности, связанным с поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, каждый доброволец должен сам для себя ответить на вопрос: а принесет ли моя помощь реальную пользу детям?

Что нужно для работы с детьми-сиротами

Каждому, кто желает скрасить жизнь маленьких сирот, можно предложить свои услуги любой благотворительной организации, занимающейся именно этим видом деятельности. Очень часто волонтерские движения ведут набор новичков для задействования их в различных мероприятиях, акциях и программах.

Но наиболее важно для любого, кто хотел бы принимать самое деятельное участие в жизни воспитанников сиротских учреждений - это искреннее желание, это возможность с максимальной отдачей работать с детьми.

Итак, вы решили стать волонтером и делаете это не на эмоциях, а трезво и спокойно оценив свои силы, свое время и свои возможности. Вы определились, в какое волонтерское движение хотели бы влиться и с кем вместе помогать сиротам. С чего же начать?

Обратитесь в выбранную некоммерческую организацию - сейчас сделать это можно и удаленно, через специальную форму на официальном сайте НКО. Практически каждый фонд помощи располагает анкетами для желающих присоединиться к благотворительным программам. Такие опросники содержат ряд вопросов касательно личности будущего волонтера и его мотиваций, на которые нужно ответить, чтобы создать правильное впечатление о себе. Не лишним будет указать образование, опыт работы и интересы заявителя.

Многие волонтерские движения с определенной периодичностью организуют для кандидатов в добровольцы встречи, на которых можно познакомиться и задать вопросы. Если человек принимает решение стать частью этого движения, ему предлагаются списки ближайших мероприятий, где требуется помощь и участие.

Любой серьезный фонд или организация обязательно проводит обучение вновь прибывших - инструктаж, тренинги. Их задача - ввести новеньких волонтеров в курс дела, ознакомить их с нюансами обязанностей и особенностями работы с детьми-сиротами. Также даются азы психологии, педагогики.

Следует понимать, что, приходя работать с детьми, необходимо иметь не только желание. Волонтеру требуется представление о работе, теоретическая база и понимание, насколько он подходит этой работе. Конечно, если желание очень сильно, одного энтузиазма на первое время может быть достаточно. Но такому волонтеру базовые знания и тренинги просто необходимы. Не исключено возникновение форс-мажорной ситуации, благополучный выход из которой может во многом зависеть от того, насколько волонтер был подготовлен к своим обязанностям.

Все представители волонтерских движений отмечают, что одна из наиболее важных составляющих оказания помощи волонтерами - регулярность. Пусть человек располагает малым временем (1-2 часа в неделю), но его участие должно быть регулярным - тогда и от такой помощи будет большая польза.

Немного о вероятных сложностях

Как уже было сказано выше, работа с детьми-сиротами по умолчанию куда приятнее, чем помощь другим целевым группам благотворительных фондов и организаций. Устраивая для детей развлекательные программы, закупая и преподнося подарки, сопровождая их в цирки, музеи и зоопарки, волонтеры получают в ответ чистую детскую радость; воспитанники государственных учреждений с нетерпением ждут новой встречи.

Минусы же волонтерства в детских домах связаны с негативными последствиями неверного подхода. Причем последствия эти возникают как для детей, так и для самих волонтеров. Например, очень часто волонтеры (особенно новички, кто давно мечтал помогать деткам), попав в детские дома, начинают не просто общаться с подопечными, а дарить им чрезмерную любовь и ласку. Это приводит к тому, что дети привыкают к нежным отношениям и очень страдают после отъезда добровольцев - сотрудники государственных учреждений не имеют возможности восполнить для детей эти эмоциональные пробелы. Частенько даже сами нянечки и воспитатели настоятельно просят не перебарщивать с нежными чувствами, а то и вовсе отказаться от них в пользу формального общения. Это очень тяжело переживается волонтерами, только начинающими свою деятельность на поприще сотрудничества с сиротскими учреждениями.

А ведь в процессе взаимодействия с детьми-сиротами у волонтера, со всей полнотой отдающегося благотворительной помощи, может естественным образом возникнуть сильнейшая привязанность к своим подопечным. Такой волонтер начинает жить жизнью тех, кому он помогает. Это может проявляться в очень частых, регулярных посещениях детских домов; в желании волонтера объять необъятное, совмещая сразу несколько функций - и педагога, и друга, и аниматора, и ответственного за сбор средств и закупку подарков. В какой-то момент доброволец может “выдохнуться” или хуже - столкнуться с непреодолимыми трудностями и прекратить работу , составив о ней негативное впечатление. У бывшего волонтера зачастую остается неприятных осадок от неудавшейся деятельности.

Вместо заключения

В наш коммерческий век, когда люди больше озабочены зарабатыванием денег, бескорыстная помощь нуждающимся ценится особенно высоко, ведь волонтерские движения незаметно делают поистине большое дело. И конечно, в их помощи особенно нуждаются маленькие воспитанники детских домов. Не имеет значения, как именно готов помогать волонтер - материально, удаленно, тратить свое время, силы, кипучую энергию и даже профессионализм - направленная в нужное русло, эта помощь принесет несомненную пользу каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Исторически сложилось, что основная наша помощь адресована детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в любой посильной нам вариации. На постоянной основе мы поддерживаем несколько тысяч детей в стенах детских домов и интернатов, осуществляем материальную помощь самим учреждениям интернатного типа, а также навещаем детей, проходящих лечение в медицинских учреждениях. Сегодня под патронажем «Клуба волонтеров» находится более 25 детских учреждений преимущественно в восьми областях Центрального федерального округа Российской Федерации. Основное внимание уделяется детским домам и интернатам в поселках, селах и небольших городах на окраинах областей, так как они обделены вниманием больше, чем подобные учреждения вблизи областных центров.

Список детских учреждений представлен ниже. Помимо общей информации об учреждении, там можно найти перечень острых нужд детских домов и интернатов, пожелания и просьбы детей, воспитывающихся в них, а также нужды выпускников детских учреждений.

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино»
В школе учатся и живут порядка 160 детей, часть из них – ребята, оставшиеся без родителей, остальные детки с отклонением в развитии. Интернат очень чистый и просторный, есть, где побегать на переменах!
Обновляемый список нужд детей из Кольчугинской школы-интерната

Государственное казенное учреждение Владимирской области для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Покровский детский дом»
В Покровском детском доме царит действительно семейная атмосфера, старшие дети помогают малышам, а в самом доме по-домашнему уютно. Здесь живут около 35 детишек, а учреждением руководит добрый и отзывчивый директор.
Обновляемый список нужд детей из Покровского детского дома
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Нагорновский психоневрологический интернат»
В интернате проживает около 160 подопечных и все они очень ждут нашего приезда. Ребятам очень нужна наша поддержка и внимание.
Обновляемый список нужд подопечных из Нагорновского психоневрологического интерната

Государственно казенное учреждение Калужской области «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Одно из старейших учреждений под патронажем организации. Здесь живут около 150 детей с особенностями развития. Все они нуждаются во внимании и дружбе с волонтерами.
Обновляемый список нужд детей из Полотняно-Заводского дома-интерната
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Психоневрологический интернат № 20»
Единственное учреждение в Москве, которое посещают волонтеры. Походы проходят на еженедельной основе. Волонтеры помогают людям с инвалидностью и людям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.
Обновляемый список нужд подопечных из Психоневрологического интерната №20

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Доверие», г. Алмазово
Главная особенность этой подмосковной школы — мальчишки! В учреждении воспитываются исключительно дети мужского пола. Они очень любят экскурсии в столицу, подвижные эстафеты и играть в футбол.
Обновляемый список нужд детей из Алмазовской школы

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Чеховский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Аистенок»
В этом центре находятся дети разного возраста. Они ходят в обычную школу, а летом выезжают в детский лагерь. В учреждении есть потребность в волонтерах для организации экскурсий, досуга, обустройства территории и общения с детьми.
Обновляемый список нужд детей из Чеховского центра
РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Костинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Клуб волонтеров» поддерживает этот интернат в селе Костино уже более шести лет. С детьми сложились дружеские отношения. Каждый приезд волонтеров детки ждут с нетерпением, а в моменты разлуки пишут друг другу письма.
Обновляемый список нужд детей из Костинской школы-интерната

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рыбновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В этом учреждении живут и учатся около 110 детей. Здание школы с просторными классами, спортивным и актовым залом, библиотекой, столярной, слесарной и швейной мастерской. Зимой заливают каток, а в школе есть хоккейная команда.
Обновляемый список нужд детей из Рыбновской школы-интерната
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа»
Первое в истории «Клуба волонтеров» учреждение, поездки в которое положили начало развитию волонтерской организации. Здесь живут и учатся более 110 детей. В свое время эту школу посещал Юрий Гагарин.
Обновляемый список нужд детей из Сафоновского детского дома-школы

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Рославльский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теремок»
«Теремок» находится в 360 км от Москвы и является одним из самых отдаленных учреждений, которое посещают волонтеры. Чаще всего поездки проходят на автобусе, а не на личных автомобилях волонтеров.
Обновляемый список нужд детей из Социально-реабилитационного центра
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное казенное учреждение для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Зубцовский детский дом»
Однажды волонтеры привезли и подарили детям несколько новых велосипедов. Веселая сборка великов из коробок, первые попытки катания, правила дорожного движения — это был незабываемый и эмоциональный день!
Обновляемый список нужд детей из Зубцовского детского дома

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Торжокская школа-интернат»
Поселок Зеленый, где располагается школа, находится в 30 км от города Торжок. Здесь живут и учатся около 50 детишек. Они обожают лыжи и зимнее время года.
Обновляемый список нужд детей из Торжокской школы-интерната

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Эммаусская школа-интернат»
«Клуб волонтеров» поддерживает эту школу в поселке Эммаусс уже более семи лет. С детьми сложились самые теплые дружеские отношения. Волонтеры также не бросают и поддерживают выпускников.
Обновляемый список нужд детей из Эммаусской школы-интерната
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Болоховская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дети в этой школе очень открытые и интересующиеся, они с радостью встречают все мастер-классы, проводимые волонтерами. А мы, со своей стороны, стараемся вместе с администрацией улучшить материальную базу учреждения.

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Барсуковская школа им. А.М. Гаранина»
В Барсуковской школе волонтерам всегда рады и взрослые, и дети. А ещё здесь ребята очень любят походы и петь песни под гитару!
Обновляемый список нужд детей из Болоховской школы

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Донская школа №1»
В этом учреждении воспитываются около 80 детей. Среди них есть как дети-сироты, так и домашние дети из многодетных и малообеспеченных семей.
Обновляемый список нужд детей из Донской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Дубовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В школе, расположенной примерно в 230 км от Москвы, приезды волонтеров всегда ждут с нетерпением. Девочки посещают швейный кружок, а мальчики осваивают строительные профессии.
Обновляемый список нужд детей из Дубовской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учреждение находится на расстоянии 320 км от Москвы. Атмосфера в домике всегда очень уютная: администрация встречает волонтеров горячими сдобными плюшками, а дети очень дружны между собой и всегда готовы помочь и волонтерам, и друг дружке.
Обновляемый список нужд детей из Ефремовской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новогуровская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учреждение опекается «Клубом волонтеров» с 2009 года, и многие выпускники до сих пор поддерживают связь и теплые дружеские отношения с волонтерами.
Обновляемый список нужд детей из Новогуровской школы

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Изначально этот интернат в 220 км от Москвы создавался для детей, потерявших родителей во время Великой Отечественной Войны. Сегодня в учреждении воспитываются около 200 любознательных и талантливых детишек.
Обновляемый список нужд детей из Новомосковской школы-интерната №1

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Новомосковский областной центр образования»
Ребята традиционно выигрывают у волонтеров в футбол и поражают своими кулинарными шедеврами. Волонтеры часто навещают выпускников, а в этом году организовали для них яркую и насыщенную экскурсию в Москву.
Обновляемый список нужд детей из Новомосковского центра образования

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Это одно из самых больших курируемых нами учреждений по количеству детей, часть из которых перевели из тех интернатов, куда ранее ездили волонтеры.
Обновляемый список нужд детей из Суворовской школы

Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1»
В этот Центр попадают детки сразу после того, как их забирают у «горе-родителей», которых вскоре лишают родительских прав. Волонтеры стараются поддержать детей в трудный для них момент.
Обновляемый список нужд детей из СРЦ г. Тулы

Также помощь оказывается периодически, либо оказывалась ранее «Клубом волонтеров» в следующих учреждениях:
— Талдомский детский дом (Московская область)
— Центр развития семьи «Надежда» (Московская область)
— Старооскольский детский дом (Белгородская область)
— Суздальский детский дом № 5 (Владимирская область)
— Обнинская школа-интернат (Калужская область)
— Лебяженская школа-интернат (Курганская область)
— Школа-интернат циркового профиля № 15 (г.Москва)
— Специальная школа-интернат № 80 (г.Москва)
— Серпуховской детский дом (Московская область)
— Серпуховская школа-интернат (Московская область)
— Малаховский детский дом «Соната» (Московская область)
— Новоиткульский детский дом (Новосибирская область)
— Специализированный дом ребенка (Орловская область)
— Торопецкая школа-интернат (Тверская область)
— Нелидовская школа-интернат (Тверская область)
— Бежецкая школа-интернат (Тверская область)
— Алексинский детский дом (Тульская область)
— Иевлевская школа-интернат (Тульская область)
— Обидимская школа-интернат (Тульская область)
— Чекалинский дом престарелых (Тульская область)
— Переславль-Залесский детский дом (Ярославская область)
— Северо-Агеевская школа-интернат (Тульская область)
— Барсуковская школа-интернат (Тульская область)

Никаких подарков в детские дома. Да, я имею в виду вовсе не: «Ребята, срочно помогите, у нас в этом году не хватает подарков для несчастных обделенных детишек в детских домах», я имею в виду именно: «Пожааааалуйста, прекратите издеваться над детьми из детских домов, заваливая их подарками».

Я понимаю, что текст этой статьи будет очень больно читать приблизительно половине из тех, кто соберется это сделать (крепитесь, позитив в конце). А другая половина будет тихо и печально кивать со словами: «Да, я тоже об этом все время говорю, но это никого не останавливает». Я знаю, что у первых статья вызовет фрустрацию или даже агрессию. Поэтому сразу хочу сказать: «Да, я тоже очень люблю детей и вообще людей», «Да, я сама тоже кое-что делаю в помощь другим, а именно, посвящаю этому приблизительно 95% своего времени, не считая сна», «Да, я бывала в свое время в огромном количестве детских домов и в одном даже прожила неделю, прямо в группе с детьми», «Да, я имею дело с волонтерами из более чем 20 регионов страны, и там везде точно так же как в Москве». Так что, ребята, давайте вместо фрустрации просто попробуем сделать нашу помощь хотя бы чуть-чуть эффективнее, мы же все именно этого хотим, да?

Итак, почему же все-таки нельзя дарить подарки в детские дома, и что можно сделать вместо этого?

Возьмем, к примеру, идеальную ситуацию, то есть ситуацию, при которой всем детям достались одинаковые подарки, всем поровну, идеальную ситуацию, исключающую вероятность того, что подарки не дошли до детей. Ситуацию, при которой подросток не продал подарок, чтобы купить сигареты или пиво. Или когда подарок не был использован для того, чтобы вызвать у кого-то зависть или просто продемонстрировать свое превосходство («смотри что у меня есть, а у тебя такого нету»), обычно после этого подарок оказывается либо разбитым, либо украденным, как только хозяин от него отвлекся, и, конечно, это очень плохо и для хозяина, и для того, кто разбил или украл.

Так вот, даже в этой идеальной ситуации (а вы же понимаете, что такого не бывает?), дарить подарки в детские дома, школы-интернаты, социальные приюты и в другие формы государственных сиротских учреждений (подчеркну: особенно государственных) разрушительно для психики ребенка, потому что по статистике за время новогодних праздников ребенок из детского дома посещает около 17 елок и мероприятий и получает около 19 подарков (в Московской области - 25). Вы понимаете, что это просто марафон на выживание? Вы хотите быть двадцать шестыми, кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А восемнадцатыми? Самое печальное, что готовы…

Вы хотите быть двадцать шестыми, кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А восемнадцатыми?

В ближайшие полтора месяца миллиарды рублей будут потрачены на игрушки, плюшевых мишек, санки, Барби и даже планшеты, телефоны и айподы (да-да, многие дети просят именно это, и многие взрослые им это покупают, хотя сами догадываются, что тут что-то не так).

Чудовищно все это потому, что воспитывает страшное иждивенчество, ребенок привыкает к тому, что ему все все время что-то дают, дарят, исполняют, причем без каких-либо усилий или видимых для него причин. Постоянно приезжают какие-то экзальтированные люди, которые судорожно пытаются облюбить их всех до смерти за полдня и поехать дальше (я знаю, потому что сама была точно такая же). А потом вдруг ребенку исполняется 18 лет, и… И ничего, к нему никто не ездит, никто не осыпает его подарками, никому нет дела до проблем «взрослого здорового парня, который должен идти работать». А с чего он должен? Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться. В итоге справляются с таким положением вещей всего 10%, а остальные спиваются, попадают в криминал и тюрьмы, кончают жизнь самоубийством. Вдумайтесь! 10%! 90%!

Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться

Дети в детских домах (а я подразумеваю в данном случае все государственные виды учреждений подобного типа) живут по правилам созданной еще в начале XX века угрюмой, бесчеловечной и беспощадной системы. Их воспитанников не считают частью общества, и поэтому они ею не становятся. Их считают бедными и несчастными, убогими и обделенными, и только по-настоящему искренние и профессиональные благотворительные фонды бьются над их социализацией, пытаются вернуть им мотивацию жить, стремиться к чему-то и достигать своих целей, наполняют их верой в собственные силы и устраивают их в семьи.

«Ну каждый помогает как может», - часто отвечают мне обиженно на упоминание профессиональных фондов. Нет-нет, я вовсе не против маленькой помощи, и я точно знаю, что КАЖДЫЙ человек может помочь. Но здесь речь не идет о помощи. Я пишу все это именно для того, чтобы объяснить: подарки в детские дома на праздники и без них, а также куча увеселительных мероприятий на праздники - это не помощь, это вред.

Я приведу пример из собственной практики, когда много лет назад я приехала в составе группы волонтеров в один из детских домов Тверской области. Мы договаривались о визите заранее, подготовили конкурсы и представления, уточнили у директора, что кроме нас в этот день никого не будет. Когда приехали, прямо у нас перед носом уехала другая группа волонтеров, и дети, потягиваясь, вышли из актового зала с подарками. Они надеялись пойти по своим делам, но директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что «спонсоры приехали», и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны. Какую пользу мы им принесли, заставив полдня просидеть в актовом зале? Какую пользу можно принести мастер-классом по плетению фенечек и мыловарению?

Директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что “спонсоры приехали”, и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны

Ну а что же тогда делать и как помочь, если есть такое желание?

Я обещала в конце позитив, и вот он: вы можете быть не просто нужны, а очень нужны! Например, если вы хотите устроить действительно праздничное мероприятие, то организуйте его для детей с ограниченными физическими возможностями. Причем постарайтесь вывезти их куда-то из дома, у нас в стране им так редко предоставляется такая возможность. А еще лучше - посоветуйтесь с профильными фондами и организуйте совместное мероприятие для обычных детей и детей с ограниченными физическими возможностями. Это будет очень полезно и для тех и для других.

Если вы обязательно хотите вручить кому-то подарок, то есть дети, больные раком, есть дети из малоимущих семей, да и просто те, которые находятся на длительном лечении в больнице, их вы точно не избалуете. Есть еще пожилые люди, люди находящиеся в хосписах и больницах, парализованные люди, заключенные (о них вообще все забывают) - все они будут рады вашему теплу и вниманию, ваши подарки будут им нужны и приняты с благодарностью.

Ну а если вы хотите что-то сделать именно для детей из детских домов, то мой вам совет: пожертвуйте деньги или станьте волонтером в одном из фондов, которые действительно меняют их жизнь и спасают их.

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

Новогодние каникулы — самое семейное время в году, время, когда все собираются вместе. Так это чувствуют и дети, лишенные родителей. Поэтому для них Новый год — особенно грустное время. Вадим Сергиенко, директор Благотворительного фонда развития человеческого капитала, представитель волонтеров МГИМО (у) МИД России, рассказывает истории из собственного волонтерского опыта о том, как празднуют Новый год в детском доме, каких подарков на самом деле ждут дети и чем им можно помочь.

Фото из личного архива

Телевизор и салаты

Новогодние каникулы — самое семейное время в году, самое тёплое собрание близких людей, за одним столом, в холода и снега. И поэтому детям в детдомах о собенно грустно на новогодних каникулах, когда семьи притягивают всех, кого до этого разбросала суета. Но большинство детдомовцев не тянет к себе никто, и никто их не ждёт. А сами они притянуть семью не могут, сколько ни ждут, сколько ни просят, сколько ни надеются…

Некоторых на каникулы забирают родственники «на гостевой», за кем-то приезжают волонтеры, переросшие эпизодические визиты к детям. Но как минимум две трети детей остаются в учреждении.

Перед новым годом воспитатели нарезают салаты, украшают общие комнаты и коридоры детдома, проводят праздничные мероприятия с воспитанниками и… уходят в свои семьи, к мужьям, детям, внукам.

На новогоднюю ночь в детдоме остаются несколько дежурных «ночных нянь» и воспитателей, занятых поддержанием порядка, а так дети оказываются один на один с салатами, телевизором и подарками.

Подарки в новый год не сильно утешают. Ими будут играть на следующий день, и дай Бог час-два от силы. А на большее не хватает энергии. Удивительно, но ребенку для игры нужна энергия. Нужно, чтобы кто-то играл с ним. Или, как минимум, с любовь смотрел на его игру, или хотя бы оглядывался, когда ребенок зовет: «Мам, пап, посмотрите, что у меня получается!».

Раньше подарков было много, по пять спонсоров исполняли детские заказы. Поэтому выпускники детдома первого января приезжали и скупали у детей по дешевке, порой по 1/10 цены, подаренные планшеты, телефоны, плееры. А детворе и то радость – собственные карманные деньги. Сейчас все иначе: подарки есть, но былого изобилия уже не вернуть, и это хорошо.

Салаты к двум ночи подъедаются. И дети, как одинокие пенсионеры, отдаются телевизору. Ну… Если не решили выпить тайно, ведь кому-то да удастся пронести алкоголь в детдом (это тоже отдельный новогодний квест).

Телевизор остаётся королем детдома все оставшиеся каникулы – каждый день, изо дня в день: еда (первые два дня вкусная), телевизор, сон.

Скука страшная, если кино и мульты уже не лезут. Многие дети из тех, кто постарше, спят до двух или даже четырех часов дня. Бессонными ночами они сидят в телефонах, а скучные дни стараются заспать.

Как-то раз я приехал в детдом с парой других волонтеров на новогоднюю ночь. Под надзором воспитателя мы собрались за столом, говорили тосты, шутили, играли в настольные игры, запускали салюты на улице. Такой вот эрзац семейного нового года устроили. Дети были благодарны. Но намного полезнее вытягивать их хоть на день, на пару дней из детдома и давать им подышать воздухом обычной семейной жизни.

Фото из личного архива

Правда, у детдома от этого сложности. В гостях дети начинают размораживаться, выходить из эмоционального ступора, поэтому возвращение в болото даётся им тяжелее. Кто-то может забухать, кто-то – прогуливать уроки, третий – просто станет скандалить с воспитателями по поводу и без повода, озаботившись вдруг нарушением своего личного пространства. Однажды ребенок после пребывания в гостях у меня прислал мне фото, где он иголками протыкает себе руку и щеку.

Да, разморозка несёт свои негативные последствия. Но если ребенок поверит, что вы его не бросите, будете навещать регулярно и брать к себе в гости, то он постепенно успокоится. И сможет развиваться, понимая, что у него за спиной есть хоть какой-то свой значимый взрослый, поэтому можно жить дальше.

Уже 14 лет я собираю свои новогодние истории в детских домах, поэтому поделюсь с вами некоторыми из них.

Фото из личного архива

Новогодние истории

Зеленый

Сперва мы, команда волонтеров, приезжали в детдом под новый год, привозили с собой праздник: устраивали игры, дарили подарки. Я был Дедом Морозом.

Я чувствовал у детей нехватку контакта со взрослыми, даже просто тактильного. Поэтому как Дед Мороз обнимал их, гладил по голове, тормошил дружески, шутил.

7 лет назад это не сработало на одном ребенке. Как я ни старался, он оставался бледно-зеленым, невыносимо грустным, похожим на привидение. Он казался хрупким, как хрусталь, и очень взрослым от свалившегося на него горя. Оказалось, что этого ребенка несколько недель назад забрали из семьи, и он очень горевал, переживал разрыв. Этот парнишка – самый грустный из всех – запал мне в сердце.

Через пару месяцев мы приехали снова, и я отыскал его. Ребенок пошел с нами гулять возле детдома, отметив вскользь, что после переезда в детдом он почти не выходил на улицу.

С тех пор мы стали друзьями, я приезжал к нему и ради него. Вместе ходили в походы. Он приезжал в гости в мою семью: занимался спортом, подрабатывал, отдыхал. Теперь он выпускник, учится в колледже, но мы общаемся.

Фото из личного архива

Брат

Однажды я попытался спасти подростка, который начал принимать наркотики, «подсел на траву и спайс».

Сперва я стал с ним контактировать, чтобы он не бил моего подопечного, но потом втянулся в личное общение. Паренёк ждал от меня помощи, ему становилось хуже.

— Вот ты вырастишь, будешь наркоманом и алкашом, кому ты будешь нужен, кому???, — вопрошал я на детской площадке.

— Тебе, — спокойно ответил маленький ребенок в теле подростка, отправив моего гневного взрослого в нокдаун.

Под новый год руководство детдома сообщило, что подросток совсем «скурился». В итоге я решился на спецоперацию – хоть на время вытянуть его из этого болота. Сдал билеты в Турцию и договорился с детдомом и ребенком, что забираю его на новогодние каникулы в гости: сперва отдыхаем в Москве, потом едем к моему другу на Волгу, в его семью.

Забрать парня должен был 1 января. Но в новогоднюю ночь получил звонок – подросток нетрезвым голосом сообщил, что не приедет ко мне на каникулы, а останется в детдоме со старшим братом.

Я все равно приехал за ним, но безуспешно проходил за подростком несколько часов, пока он просто не ушел из детдома, отправив смску: «Извени еть сам».

Выяснилось, что его под новый год напоил старший брат и пристыдил, что он его предает, уезжая ко мне в гости.

Как я понял, брату было просто завидно и больно, что сам он остался брошенным. Ему спокойнее, когда младший брат чувствует вину, пьет и принимает наркотики. Так он хотя бы не выделяется своим счастьем.

Теперь оба выпускники, не работают, живут вместе. А младший также пьет, а временами и к наркотикам возвращается.

Я жалею только о том, что вовремя не занялся и старшим братом. Если бы и у него была надежда, он бы не стал топить брата.

Фото из личного архива

Дежавю

Года через четыре ситуация повторилась в миниатюре, когда я собирался забрать на новогодние каникулы других двух братьев.

Старший был выпускником и моим давним подопечным, за младшим присматривал другой волонтер, мой хороший друг. Старший брат должен был приехать ко мне отдельно. А младшего мне нужно было забрать из детдома 1 января.

Но как раз перед новым годом, часов за 7, другие ребята напоили его, пока все руководство детдома ещё было на месте. В итоге младшего брата не пустили ко мне в гости из-за плохого поведения.

До этого многим ребятам в детдоме отказали в поездке на каникулы к родственникам или волонтёрам из-за поведения или неуспеваемости в школе.

Одиноким детям, лишенным близких людей, тяжело пережить чужое счастье. А ведь на праздники так хочется вырваться из детдома… Вот и вредят друг другу.

Фото из личного архива

Заезд

Однажды, когда одного моего подопечного на каникулы забрали родственники, а второй был обижен на меня из-за ревности к другим детям, я просто решил провести часть новогодних каникул в детдоме.

С 1 по 5 января днем я был с детьми, а ночью отдыхал в гостинице. Я гулял с малышами, восстановил отношения с обиженным другом, играл в настольные игры, слушал ребят, смотрел с ними телек и видео. Мой подопечный был ужасно горд, что я провел эти дни с ним.

Другие ребята начали потихоньку размораживаться, стали разговаривать понемногу, обрывками. Приходили ко мне, хотя и делали вид, что телек их интересует больше. Они верно оценивали свои силы и мои возможности, поэтому не открывались, чтобы не быть брошенными. Оттаяли многие из них, только когда у них появились свои значимые взрослые, когда в нашей команде нашлись волонтеры, готовые лично их опекать, к ним приезжать. А те, у кого «свой волонтер» не появился, так и ходят полупризраками.

В эти дни мне по детдомовским делам написала мама нашего волонтера и моего друга. Я ответил ей и передал привет от детей. Уточнив, что привет не от моих племянников, а от детдомовцев, она вызвалась забрать меня на своей машине, когда я буду уезжать из детдома.

И вот она приехала за мной в детдом и сообщила, что уже давно хочет взять под опеку девочку-подростка: сыновья ее уже выросли, а силы родительские у нее ещё остались. Мы стали обсуждать, кто из детей мог бы ей подойти.

При этой беседе мы были вдвоем. Только одна девушка-болтушка, друг всех волонтеров, терлась возле нас. Я перебрал вслух имена всех девочек-подростков в детдоме, но пришел к заключению, что никто из них не готов сразу, без подготовительной работы с ними, идти под опеку. И вдруг девушка, которая была все это время с нами, сказала:

— Я хочу…

Детские дома навевают печаль и страх на каждого, кто никогда не бывал в них лично. Действительно, что может быть более грустным, чем тысячи малышей, растущих без родителей в специализированных учреждениях по всей нашей необъятной стране? А между тем, вместо того чтоб переживать и сочувствовать на расстоянии, каждый из нас может лично помочь детям-сиротам. Дома малютки в Москве постоянно нуждаются в новых сотрудниках и волонтерах, финансах и каких-то конкретных вещах, а также с радостью готовы принять людей, решивших стать родителями.

Помочь может каждый

Понятие благотворительности в нашей стране сегодня субъективно. Практически каждую неделю мы смотрим и читаем новости о новых благотворительных акциях и отчеты фондов. Чаще всего организации хвастаются собранными миллионами на лечение конкретных детей, сделанными ремонтами под ключ в детских учреждениях и прочими глобальными поступками. Подобная ситуация стимулирует развитие стереотипа - творить добро могут только обеспеченные материально люди, а благотворительность как явление - дорогостоящее удовольствие. Все это большое заблуждение, даже Дома малютки в Москве, несмотря на благополучие региона, с радостью принимают любую помощь. И нет ничего страшного в том, что вы хотите сделать доброе дело, но сегодня имеете возможность потратить совсем мало времени и денег.

С чего начать?

Помощь может быть разной - это финансовые вложения, общение с воспитанниками, работа в учреждении на добровольных началах. Решите сразу, насколько серьезны ваши намерения, какими ресурсами вы располагаете. Если вы боитесь, что не сможете постоянно посещать Дом ребенка, разумно ограничиться переводом в благотворительный фонд или разовой поездкой в выбранное учреждение. Для тех, кто планирует посвятить значительную часть жизни помощи детям-сиротам, полезно задуматься о регулярных посещениях или даже шефстве над выбранными малышами. Определитесь с конкретным детским домом или попробуйте познакомиться с опытными волонтерами. Все Дома малютки в Москве имеют собственные особые правила и жесткие требования к добровольным помощникам. Важно как можно быстрей их изучить и запомнить.

Нужды детского дома

Многие учреждения имеют собственные сайты, на которых своевременно обновляется тема со списком необходимых вещей. Потребности могут быть различными: от конкретных игрушек до предметов интерьера и обихода. Желающий помочь может самостоятельно приобрести какие-то из перечисленных вещей или перечислить деньги на их приобретение. Изучите политику приема помощи конкретной организацией. Не каждый детский Дом малютки в Москве принимает б/у одежду и игрушки. Для ряда учреждений обязательное условие - наличие этикеток и чеков, подтверждающих, что вещь новая. Так же непросто обстоят дела с продуктами питания. Некоторые Дома малютки в Москве с удовольствием принимают каши, соки и пюре в заводской упаковке, другие же наотрез отказываются от подобной помощи.

Что такое шефство?

Детские учреждения Москвы и области достаточно хорошо финансируются. По этой причине помощь им часто требуется не материальная, а физическая. Все мы знаем, что вакансии «работа, Дом малютки (Москва)» не являются престижными. В учреждениях для грудничков и детей младшего дошкольного возраста порой допускают волонтеров (прошедших медицинское обследование) для ухода за подопечными. Также многие детские дома не против организации добровольцами праздников и разовых посещений. И все же одна из главных потребностей детдомовцев - общение. Оптимальный вариант для тех, кто уверен в собственных силах и желании помочь, - шефство. Данный вид взаимоотношений предполагает дружбу. Обычно волонтер знакомится с выбранным ребенком по переписке, и только после того, как контакт налажен, приезжает лично. Такой вариант оптимален, так как переживания ребенка будут менее яркими в том случае, если шеф прекратит общение.

Дом малютки: усыновление (Москва)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dou5-dubna.ru» — Быть женщиной непросто